Организационный раздел учетной политики бюджетного учета

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

В обязательном порядке в учетной политике утверждаются:

1. Рабочий План счетов бюджетного учета, в котором указывается перечень используемых учреждением синтетических и аналитических счетов. Это связано с наличием в новом Плане счетов большого количества позиций синтетических счетов, к которым, в свою очередь, открыто множество аналитических счетов. Из них только часть будет применяться конкретным учреждением.

Кроме того, в новом Плане счетов отсутствуют счета учета по некоторым операциям. Например, не предусмотрены счета для отражения полученных учреждением от сторонних организаций и физических лиц авансов. Соответствующие счета предусмотрены только для выданных учреждению авансов. Поскольку все получаемые учреждением средства считаются потенциальными неналоговыми доходами бюджета, полученные им авансы можно рассматривать как разновидность таких доходов. При необходимости возврата полученных ранее авансов такие выплаты можно показывать как расходы бюджета.

Не определен в новом Плане счетов специальный счет для отражения сумм так называемого отложенного НДС, который возникает при принятии учреждением в учетной политике для целей налогообложения метода признания налоговой базы по данному налогу "по оплате". (О возможных вариантах учета отложенного НДС читайте в разделе "Налог на добавленную стоимость").

Рабочий план счетов можно оформить как приложение к учетной политике.

2. Корреспонденция счетов по основным операциям финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Разработанные учреждением правила отражения основных операций с учетом специфики его деятельности будут залогом успешного применения и внедрения Инструкции N 70н. Корреспонденция счетов также может быть оформлена как отдельное приложение к учетной политике.

3. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым Приложением N 2 к Инструкции N 70н не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Согласно ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" эти формы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, от ветственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Формы документов, разработанные организацией, также целесообразно утверждать в качестве приложения к учетной политике.

4. Порядок и сроки проведения инвентаризации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. (О правилах проведения инвентаризации в бюджетных учреждения рассказано в разделе "Инвентаризация имущества и финансовых обязательств").

5. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах. В соответствии с п. 9 Закона "О бухгалтерском учете" он утверждается руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером.

6. Правила документооборота. Правила могут представлять собой график документооборота, в котором отражается вид операции, указывается лицо, ответственное за составление и оформление документа при совершении операции; срок, в течение которого документ должен быть составлен, и срок его представления в бухгалтерию или другое структурное подразделение организации, и пр.

7. Технология обработки учетной информации. Пунктом 8 Инструкции N 70н предусмотрено, что автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета. В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета операции формируются в базах данных используемого учреждением программного комплекса. Разработчики новой инструкции предполагали, что учет в бюджетных учреждениях ведется с помощью специальной бухгалтерской программы. По нашему мнению, в этом пункте достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет.

8. Порядок контроля за хозяйственными операциями, обеспечивающий сохранность материальных ценностей учреждения.

9. Порядок выдачи денежных средств под отчет, в котором должен быть определен:

- круг материально ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

- предельный размер подотчетных средств;

- сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата. По общему правилу максимальный срок, в течение которого авансовый отчет должен быть представлен, а неизрасходованные остатки денежных средств сданы в кассу, ограничен тремя рабочими днями.

10. Порядок распределения накладных расходов. Если бюджетное учреждение предоставляет платные услуги, то общехозяйственные расходы можно считать накладными расходами, которые должны распределяться пропорционально установленным показателям.

В целях налогообложения прибыли п. 3 ст. 321.1 НК РФ предусмотрен способ распределения расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию АУП в случае финансирования их из двух источников: пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом Налоговый кодекс не предлагает альтернативного способа распределения указанных затрат. Поэтому в целях единообразия методологии распределения затрат целесообразно в бюджетном учете применять способ, указанный в ст. 321.1 НК РФ.

Обратите внимание: в связи с изменениями, внесенными в п. 3 ст. 321.1 НК РФ Федеральным законом N 58-ФЗ, с 1 января 2006 года к расходам, подлежащим распределению в случае их финансирования из двух источников, при определении налогооблагаемой прибыли относятся расходы по всем видам ремонта основных средств.

11. Организационная форма ведения бухгалтерского учета. Закон "О бухгалтерском учете" предоставляет руководителю организации право самостоятельно определять способ ведения бухгалтерского учета:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, в озглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Однако не все из перечисленных способов приемлемы для бюджетных учреждений. Вести бухгалтерский учет лично руководитель бюджетной организации не вправе. Не пользуются бюджетные учреждения и услугами специализированных организаций. Хотя некоторые специалисты в области бюджетного учета предлагали передать ведение бухгалтерского учета специализированным организациям ввиду трудоемкости внедрения новой инструкции и малой технической оснащенности бюджетных организаций. В основном бухгалтерский учет бюджетных учреждений ведет или централизованная бухгалтерия, или их структурное подразделение. В любом случае, способ организации бухгалтерского учета бюджетного учреждения определяет вышестоящая организация.