Информация, предваряющая заключение договора

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Заказчик, перед тем как оформить договор, должен быть осведомлен о том, что представляет собой исполнитель, какие услуги он может предоставить, на каких условиях и по какой цене. В соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей исполнитель услуг до заключения договора обязан предоставить потребителю достоверную информацию о себе, своей деятельности и дополнительных услугах. В случае непредоставления такой информации потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, например, возврата стоимости оказанных ему услуг.

Что входит в такую информацию? Например, на основании ст. 9 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан довести до сведения заказчика (потребителя) фирменное наименование организации, которое должно содержать указание на организационно-правовую форму и характер деятельности организации (ст. 54 ГК РФ); местонахождение (юридический адрес) организации; номер и срок действия лицензии на право вести определенную деятельность, если исполнителем услуг является физическое лицо (индивидуальный предприниматель); уровень, направленность, перечень, стоимость предоставляемых услуг.

Если платные услуги оказывает филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение организации, то необходимо сообщить потребителю о наличии доверенности на осуществление полных или частичных правомочий этой организации.

Кроме того, организация, оказывающая платные услуги, должна предоставить потребителям информацию о своих товарах, работах и услугах. Согласно п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей это:

- обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары, работы, услуги;

- основные потребительские свойства товаров, работ, услуг;

- цена товаров, работ, услуг и условия их приобретения;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров, работ и услуг;

- срок службы или срок годности. Если по истечении этих сроков товары могут представлять опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования, то необходимо указать, как потребитель должен поступить с этими товарами по истечении указанных сроков;

- местонахождение и фирменное наименование организации, принимающей претензии от потребителей и обеспечивающей ремонт и техническое обслуживание товара или работы.

О том, что с вышеизложенной информацией заказчик ознакомлен, исполнитель делает соответствующую запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью заказчика. В Законе о защите прав потребителей указано на то, что исполнитель в обязательном порядке должен назвать конкретное лицо, выполняющее услугу, дать информацию о нем, если это имеет значение для качества услуги.

При рассмотрении требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или неполной информацией о товаре (работе, услуге), судебные инстанции всегда исходят из того, что у потребителя нет специальных познаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей). Поэтому, прописывая в договоре возмездного оказания услуг потребительские свойства и иные особенности товара, работы, услуги, необходимо указывать полную информацию о предоставляемых услугах, без сокращений, и, по возможности, используя те формулировки, которые содержатся в законодательстве.

Таким образом, на первое место выходит информация не столько об услугах, предоставляемых бюджетными учреждениями различной сферы деятельности, сколько об исполнителях. Способами доведения информации до потребителя могут быть объявления, буклеты, проспекты, информация на стендах, предоставление информации по его требованию. В ситуации, когда исполнителю услуг придется доказывать, что потребитель перед заключением договора получил всю необходимую информацию об организации и оказываемых ею услугах, в договоре платных услуг следует прописать полный перечень документов, которые исполнитель представил для ознакомления заказчику.