Смета доходов и расходов как элементсреднесрочного планирования

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, принятой Постановлением Правительства РФ от 22.05.04 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (далее - Концепция), выдвинута идея "управления результатами" бюджетного процесса. В соответствии с Концепцией бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов деятельности. Выделяемые бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к конечным результатам деятельности бюджетных учреждений. Следовательно, при составлении бюджетным учреждением сметы расходов в нее необходимо заложить тот объем денежных средств, использование которых позволит достичь поставленных перед бюджетным учреждением целей и задач - то есть конечных результатов его деятельности на определенный период.

Можно предположить, что практически любое бюджетное учреждение может оказаться в ситуации, когда свою потребность в финансировании придется доказывать на конкретных цифрах и в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, грамотный подход к подготовке проекта сметы расходов может сыграть решающую роль в деятельности учреждения.

На первом этапе составления проекта сметы доходов и расходов возникает необходимость в группировке расходов (расходных обязательств) в зависимости от их характера на действующие или принимаемые.

Практика показывает, что состав значительной части расходов учреждения предопределен ранее принятыми нормативными актами, заключенными договорами, сложившимся фондом оплаты труда. Эти расходные обязательства (расходы) называются действующими. Такие расходы подлежат обязательному включению в планируемый бюджет, и обосновать их несложно, используя достаточно простые правила пересчета (прямой счет, индексация). Для существенной корректировки объема действующих обязательств необходимо внести изменения в действующие нормативные акты.

В то же время существуют расходные обязательства, возникающие многократно или однократно, причем одновременно с принятым соответствующим нормативным актом. Примером может служить решение об увеличении пособий, денежного довольствия, заработной платы в бюджетной сфере, осуществление инвестиционных проектов. Такие расходные обязательства называются принимаемыми. Их обоснование требует тщательной проработки.

Методологическое руководство планированием, в том числе разработку порядка формирования бюджетов действующих и принимаемых обязательств, методики расчетов необходимых затрат для их выполнения осуществляет Минфин РФ.

В соответствии с вышесказанным порядок составления смет начиная с 2006 года, на наш взгляд, будет существенно отличаться от действующего. Нашу точку зрения подтверждает Письмо Минфина РФ от 27.06.05 N 02-02-14/2010 (далее - Письмо N 02-02-14/2010), в котором определен порядок нормативно-методического обоснования расходных обязательств. Согласно предложенному в Письме N 02-02-14/2010 порядку обоснования расходных обязательств распорядители представляют обоснование (план) расходных обязательств на 2006 год, дополненное планируемыми данными на 2007 - 2008 годы и ссылками на нормативно-правовые акты, законы, договоры, являющиеся основой возникновения соответствующих расходов. Кроме того, Письмо N 02-02-14/2010 предлагает методы расчета объема расходных обязательств на 2007-2008 годы:

1-й - нормативный метод - предусматривает определение объема расходов по формуле:

 
     РО= N  х К1 + N  х К2 + ..., где:
 

РО - объем расходов;

N , N : - нормативы расходов на одного условного носителя расходного обязательства;

K1, K2: - планируемое (прогнозируемое) число условных носителей расходного обязательства (единиц) в соответствующем году.

В пояснительной записке раскрывается порядок расчета нормативов.

2-й - метод индексации - предусматривает определение расходов по формуле:

 
     РО= t1 х R1 + t2 х R2 + ..., где:
 

РО - объем расходов;

t1, t2: - коэффициенты увеличения (индексации) объема расходов в соответствующем году планового периода по сравнению с базовым годом;

R1, R2: - объем расходов, представленный в 2006 году.

3-й - плановый метод. В письме Минфина отсутствует формулировка данного метода, но предполагается, что он предусматривает использование в расчетах объемных (натуральных) показателей, пошаговое планирование, основанное на детальной проработке всех сторон деятельности учреждения.

4-й - иной метод.

Несмотря на то, что Письмо N 02-02-14/2010 касается главных распорядителей бюджетных средств, которые в 2005 году должны были обосновать свои действующие обязательства, можно предположить, что в 2006 году подобный порядок будет доведен и до получателей средств бюджета. В дальнейшем при составлении сметы расходов бюджетное учреждение должно будет обосновать как действующие, так и принимаемые им расходные обязательства в целях достижения определенных результатов.