Главная > Отчетность коммерческих организаций

Учет по фактической себестоимости

 

Фактическая себестоимость товаров складывается из всех затрат по их покупке. К ним, в частности, относятся:

- суммы, уплаченные в соответствии с договором продавцу;

- стоимость информационных и консультационных услуг по приобретению товаров;

- таможенные пошлины и иные платежи при покупке товаров;

- вознаграждения посредникам, через которых приобретены товары;

- невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с покупкой товаров;

- другие затраты при покупке товаров.

Все затраты на покупку товаров учитывают по дебету счета 41 "Товары". При поступлении товаров сделайте проводки:

Дебет 41 Кредит 60 (76...)

- учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60 (76...)

- учтен НДС по затратам на покупку товаров (на основании счета-фактуры).

После оплаты расходов по приобретению товаров сделайте записи:

Дебет 60 (76...) Кредит 51 (50...)

- оплачены расходы по приобретению товаров;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- принят к вычету НДС.

Расходы по доставке товаров до склада фирмы (транспортные расходы) учитываются особым образом:

- либо непосредственно на счете 41 "Товары" (то есть включаются в их фактическую себестоимость);

- либо на счете 44 "Расходы на продажу".

 

Пример

ООО "Пассив" приобрело 10 000 штук кирпича для перепродажи. "Пассив" учитывает товары по фактической себестоимости. Согласно расчетным документам поставщика, один кирпич стоит 17,7 руб. (в том числе НДС - 2,7 руб.). Товар приобретен через посредника. Расходы на его услуги составили 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Доставка кирпича на склад обошлась в 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.).

Согласно учетной политике "Пассива", транспортные расходы учитываются на счете 41, то есть включаются в фактическую себестоимость приобретаемых товаров.

Бухгалтер "Пассива" сделал проводки:

Дебет 41 Кредит 60

- 150 000 руб. ((17,7 руб. - 2,7 руб.) х 10 000 шт.) - оприходован кирпич;

Дебет 19 Кредит 60

- 27 000 руб. (2,7 руб. х 10 000 шт.) - учтен НДС по приобретенному кирпичу;

Дебет 41 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - учтены расходы по оплате услуг посредника;

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. - учтен НДС по услугам посредника;

Дебет 41 Кредит 60

- 5000 руб. (5900 - 900) - учтены транспортные расходы по доставке кирпича на склад;

Дебет 19 Кредит 60

- 900 руб. - учтен НДС по транспортным расходам.

Фирма может получить для покупки товаров кредит или заем. Проценты по заемным средствам, начисленным до оприходования товаров на складе, включите в их стоимость (п. 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", п. 15 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию").

Если проценты начислены после оприходования товаров, то отразите их в составе операционных расходов (субсчет 91-2 "Прочие расходы").

Для налогообложения прибыли проценты по любым заемным средствам включаются во внереализационные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

 

Пример

ЗАО "Актив" получило в сентябре 2005 года банковский кредит в сумме 59 000 руб. для покупки партии товаров. Кредит предоставлен на один месяц под 40 процентов годовых. Согласно учетной политике, "Актив" учитывает проценты по заемным средствам в составе операционных расходов. Стоимость партии товаров в ценах поставщика составила 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).

Бухгалтер "Актива" сделал проводки:

Дебет 41 Кредит 60

- 50 000 руб. - оприходованы товары;

Дебет 19 Кредит 60

- 9000 руб. - учтен НДС по оприходованным товарам;

Дебет 91-2 Кредит 66

- 1940 руб. (59 000 руб. х 40% : 365 дн. х 30 дн.) - начислены проценты по банковскому кредиту.

 

Интересное