Доходы, не учитываемые при определенииналогооблагаемой базы по налогу на прибыл

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

В соответствии с НК РФ не все доходы, получаемые организацией, учитываются при определении прибыли. Перечень неучитываемых доходов приведен в ст. 251 НК РФ. Сразу же оговоримся, что этот перечень является закрытым, а это, в свою очередь, означает, что все доходы, не поименованные в указанной статье, следует учитывать при определении налогооблагаемой базы.

Список необлагаемых доходов довольно обширный. Мы остановимся только на тех из них, которые могут иметь отношение к деятельности бюджетных учреждений. Не учитываются при определении прибыли:

1) Суммы авансов (в том числе в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг), полученных учреждениями, определяющими доходы и расходы по методу начисления. Однако большинство бюджетных учреждений доходы от предпринимательской деятельности учитывают кассовым методом, так как объем выручки не превышает одного миллиона рублей в квартал (ст. 273 НК РФ). В этом случае они должны включать предоплату в расчет налогооблагаемой прибыли.

2) Имущество, имущественные права, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств. Заметим, что такая ситуация встречается крайне редко.

3) Безвозмездная помощь (денежные средства, иное имущество), полученная в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". При этом следует иметь в виду, что к безвозмездной помощи относятся средства, товары, предоставляемые РФ, субъектам РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами, на которые имеются документы, подтверждающие принадлежность этих средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

4) Имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней.

5) Имущество (включая денежные средства), полученное по договору комиссии, агентскому или другому аналогичному договору в связи с их исполнением, кроме комиссионного, агентского или иного вознаграждения.

6) Суммы кредита или займа (иных аналогичных средств или имущества) независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам, а также средства или иное имущество, которые получены в счет погашения таких заимствований. Здесь хочется обратить внимание бухгалтеров на хозяйственные отношения с заимодавцем. Суммы займа, полученные от контрагента, с которым заключен договор на оказание услуг или за которым в учете числится дебиторская задолженность, могут быть квалифицированы налоговыми органами как суммы аванса или полученного дохода.

7) Суммы процентов, полученные из бюджета (внебюджетного фонда) за нарушение сроков возврата налоговыми органами излишне уплаченных налогов или сборов.

8) Имущество, полученное учреждением в рамках целевого финансирования.

Обязательное условие для включения целевого финансирования в список необлагаемых доходов - раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования. При отсутствии раздельного учета указанные средства подлежат налогообложению с момента их получения.

К средствам целевого финансирования относятся:

- имущество, полученное учреждением и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами;

- средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов. Если указанные средства в течение налогового периода не использованы или использованы не по целевому назначению, то к ним применяются нормы бюджетного законодательства РФ;

- гранты.

Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления: СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта. Если выделенные средства одновременно отвечают всем вышеперечисленным критериям, то их можно признать грантами;

- инвестиции на проведение инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ;

- инвестиции иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения;

- средства, полученные из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

- средства, поступившие на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";

- средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Обратите внимание: Федеральный закон от 29.12.04 N 204-ФЗ внес дополнения в ст. 251 НК РФ, в соответствии с которыми средства, получаемые медицинскими организациями от страховых компаний, осуществляющих обязательное медицинское страхование, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Это положение действует с 1 января 2005 года и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2003 года.

Таким образом, медицинские бюджетные учреждения могут воспользоваться нормами указанного закона и пересчитать налог на прибыль за 2003, 2004 годы, если указанные средства были учтены при определении налогооблагаемой базы. При этом следует иметь в виду, что применение данной льготы возможно только при раздельном учете доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования. В случае отсутствия такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Эта норма содержится в первом абзаце п. 14 ст. 251 НК РФ.

И еще на один аспект нововведения хочется обратить внимание читателей. Не учитываются при определении налогооблагаемой базы суммы, полученные в рамках обязательного медицинского страхования, то есть суммы, полученные от страховых организаций, которые осуществляют обязательное медицинское страхование. Следовательно, указанная льгота не распространяется на средства, полученные медицинскими организациями в рамках добровольного медицинского страхования.

9) Суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ.

10) Имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, если оно используется в уставной деятельности.

11) Основные средства, полученные организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованные в соответствии с законодательством РФ в целях подготовки граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

12) Суммы положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости.

13) Имущество (работы, услуги), полученное медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемое в установленном порядке.

12) Целевые поступления. Этим доходам следует уделить особое внимание.