Налогоплательщики воздушных судов

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

В отношении воздушных судов налогоплательщиками будут являться эксплуатанты - физические или юридические лица, использующие воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом РФ, поскольку именно на них предусмотрена регистрация воздушных судов на основании п. 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110.

 
Объект налогообложения
 

Объект налогообложения определен ст. 358 НК РФ. Согласно пункту 1 указанной статьи объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катеры, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Обратите внимание: для целей исчисления транспортного налога Общероссийский классификатором основных фондов (утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 N 359, далее - ОКОФ) может применяться только с учетом норм, установленных гл. 28 НК РФ. Минфин РФ в Письме от 25.08.04 N 03-06-04-04/01 обращает внимание налогоплательщиков на то, что понятие "транспортное средство" в целях определения транспортного налога является более широким, чем это установлено ОКОФ ОК 013-94 (код 15 0000000 "Средства транспортные"). Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не облагаются транспортным налогом тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с ОКОФ учитываются по коду 14 000000 "Машины и оборудование" (код 14 2918010). Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.

Объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей их использования: перевозка пассажиров, грузов или др. (Письмо Минфина РФ от 15.12.04 N 03-06-04/14).

Не относятся к объекту налогообложения:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не выше 5 лошадиных сил;

- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- промысловые морские и речные суда;

- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

При этом согласно п. 17.2 Методических рекомендаций для подтверждения основного вида деятельности, такого как осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, организация должна представить:

- положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и др. документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;

- действующую лицензию на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок;

- документальное подтверждение выручки от пассажирских и грузовых перевозок и систематического их выполнения в период навигации (для водных транспортных средств);

- установленную законодательством отчетность (в том числе статистическую) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 ГК РФ. К деятельности по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок не относится, в частности, деятельность ресторанов и баров на борту судов, транспортная обработка грузов, хранение и прочая вспомогательная и дополнительная деятельность (лоцманская проверка, постановка судов в док, спасение судов, предоставление маневровых услуг, деятельность терминалов и туристических агентств и т.д.), деятельность по обеспечению лесосплава;

- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В пункте 17.6 Методических рекомендаций разъясняется, что при определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, а также положениями об этих органах.

В Письме МНС России от 01.10.03 N НА-6-21/1017 "О порядке применения пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ" отмечается, что перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ). В частности, к ним относится служба во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны и воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России. При этом ст. 8 Закона N 53-ФЗ установлено, что порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы МЧС РФ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяются Правительством РФ.

Кроме того, в Постановлении Конституционного суда РФ от 26.12.02 N 17-П служба в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы рассматривается как служба, аналогичная военной службе, согласно ст. 37 и 59 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 32, 71, 72, 114.

В письме МНС России отмечено, что на основании пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не подлежат обложению транспортным налогом транспортные средства:

- зарегистрированные на подразделения органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

- находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Согласно п. 17.4 Методических рекомендаций документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими деятельность по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства;

- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. В пункте 17.5 Методических рекомендаций отмечается, что в соответствии со ст. 34 Воздушного кодекса РФ на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или красного полумесяца в соответствии с ГОСТом 18715-74.

В Методических рекомендациях уточняется, что к объектам налогообложения не относятся:

- троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта (п. 1 Методических рекомендаций). При этом указано на то, что в соответствии с ОКОФ автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование;

- автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см (п. 13 Методических рекомендаций), поскольку они не подлежат государственной регистрации на территории РФ в соответствии с действующим законодательством;

- военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только для правительственной службы в некоммерческих целях, поскольку не подлежат государственной регистрации (п. 14 Методических рекомендаций);

- шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна, поскольку не регистрируются в Государственном судовом реестре и судовых книгах (п. 5 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ).

 
Налоговая база
 

Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ определение налоговой базы зависит от вида транспортного средства.

По транспортным средствам, имеющим двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно п. 18 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

По воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

По водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 21 Методических рекомендаций).

По иным водным и воздушным транспортным средствам, не имеющим двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость, - как единица транспортного средства. К водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения (п. 23 Методических рекомендаций).