Новая система бухгалтерского учетабюджетных учреждений как основа бюджетной отч

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Бюджетная отчетность учреждений оформляется на основании данных бухгалтерского учета. Поэтому все недостатки в организации бухгалтерского учета проявляются при оформлении отчетности.

В новом Плане счетов бюджетного учреждения в отличие от Плана счетов прежней системы бухгалтерского учета бюджетных учреждений практически нет активно-пассивных счетов. Соответствующие счета, в зависимости от характера отражаемых на них финансово-хозяйственных операций, приведены либо к активным (например, счет 0 208 00 000), либо к пассивным (например, счета 0 302 00 000 или 0 303 00 000) счетам. При этом данные бюджетного учета учреждения по этим счетам предполагается отражать в бюджетной отчетности либо в активе, либо в пассиве баланса.

Однако на практике, несмотря на разделение в Плане счетов бюджетного учета активных и пассивных счетов, в частности на выделение из расчетов с поставщиками на отдельный счет 0 206 00 000 сумм выданных учреждением авансов, счета, которые раньше были активно-пассивными, могут иметь сальдо, отличное от предусмотренного для отражения в бюджетной отчетности. Например, в результате переплаты учреждением налогов в бюджет пассивный счет 0 303 00 000 может иметь дебетовое сальдо, но строка для отражения таких показателей в активе Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) не предусмотрена. В результате учреждение может отразить данные показатели только в пассиве баланса со знаком "минус".

В соответствии с Инструкцией N 70н затраты учреждения отражаются как на счетах затрат (счет 0 401 01 200), так и на счете 0 106 04 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)". На счете 0 106 04 340 собираются, минуя счета затрат, исключительно расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности учреждения, а на счете затрат его "бюджетные" расходы. Вместе с тем в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) расходы учреждения независимо от источника их финансирования подлежат отражению с детализацией по кодам ЭКР, которые в структуре счета 0 106 04 000 отсутствуют. Решение данной проблемы может быть найдено в первоначальном отражении всех затрат учреждения на соответствующих счетах 0 401 01 200 с последующим списанием их на себестоимость выполняемых учреждением работ и услуг (счет 0 106 04 340), что, по нашему мнению, в большей степени соответствует требованиям организации бухгалтерского учета в РФ. Инструкция N 70н не уточняет порядок отражения затрат в рамках предпринимательской деятельности учреждения исключительно на счете 0 106 04 340. Этот счет предназначен для формирования фактической себестоимости готовой продукции (работ, услуг). Понятие "себестоимость" означает свод затрат на производство, в частности работ или услуг. Поэтому для включения в себестоимость с точки зрения методологии было бы верно сначала отразить в бюджетном учете учреждения соответствующие расходы в качестве таких затрат, то есть на "затратных" счетах. Данная позиция нашла отражение в Письме ФК N 42-7.1-01/2.4-250.

Инструкция N 5н содержит ряд обязательных требований к оформлению отчетных форм: отражение показателей в рублях с учетом копеек; прочеркивание пустых строк (граф); брошюровка с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителях информации. Сроки и адреса представления отчетности определяются в соответствии с п. 8 Инструкции N 5н. Обеспечить сопоставимость показателей позволит раздел VIII Инструкции N 5н с контрольными соотношениями форм бюджетной отчетности.

Исходя из вышеизложенного, проанализируем особенности и основные принципы оформления регистров бюджетной отчетности учреждений - получателей бюджетных средств.