Пояснительная записка (ф. 0503160)

Категория: Отчетность бюджетных организаций
 

Требование оформлять Пояснительную записку к бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения с целью раскрытия структуры и порядка формирования отраженных в этой отчетности отдельных показателей предъявлялось и ранее. Однако только в Инструкции N 5н определены состав и структура данного отчетного документа.

В соответствии с Инструкцией N 5н записка должна содержать следующую информацию:

1. Организационная структура учреждения с указанием основных функций его структурных подразделений (оформляется в виде схемы).

2. Сведения о методах оценки активов и обязательств (табл. N 1). Здесь должна быть раскрыта информация о применяемых методах оценки и сроках отражения в бюджетном учете указанных объектов. В частности, в данной таблице следует описать методы оценки активов и обязательств учреждения при переходе на новый План счетов бюджетного учета и в случае осуществления в отчетном периоде переоценок активов или обязательств.

3. Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения (табл. N 2). Отраженные в Пояснительной записке функции учреждения должны соответствовать видам его деятельности, указанным в генеральных разрешениях (разрешениях) на открытие ему лицевых и прочих счетов. В противном случае возникает риск предъявления претензий со стороны вышестоящих органов в связи с осуществлением учреждением неразрешенной деятельности.

4. Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств (табл. N 3). Такими мерами могут быть: совершенствование системы управления учреждением (оптимизация сети филиалов учреждения - получателей бюджетных средств; повышение доли закупок на конкурсной основе; организация компьютерной обработки операций по ведению бюджетного, материального и управленческого учета и т.п.); использование услуг инкассации для своевременной сдачи наличных денежных средств на лицевые счета, а следовательно, и под контроль в ОФК; погашение части затрат учреждения за счет внебюджетных источников и т.п.

5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (табл. N 5). Данные мероприятия детализируются по видам внутреннего контроля (предварительный, текущий и последующий) и представляют собой принимаемые в учреждении меры по повышению эффективности его деятельности (организация и документирование санкционирования тех или иных затрат руководителями учреждения, работа внутренних проверочных комиссий и т.п.). Мероприятия должны быть конкретизированы и иметь ссылки на полученные результаты.

6. Сведения о проведении инвентаризации (табл. N 6). В этой таблице раскрываются объекты (основные средства, материальные запасы, касса, дебиторская и кредиторская задолженность и т.д.), сроки и результаты проведения инвентаризации в учреждении в отчетном периоде, а также меры, принимаемые для устранения обнаруженных при проведении инвентаризации недостатков.

7. Сведения о результатах контрольных мероприятий (табл. N 7). Здесь отражают недостатки, обнаруженные при проведении ревизий и проверок учреждения различными контрольными органами (Росфиннадзором, налоговыми органами и пр.), а также осуществленные в целях их устранения мероприятия.

Кроме того, в виде приложений к Пояснительной записке оформляют ряд отчетных форм, раскрывающих результаты анализа отдельных показателей как указанных выше форм квартальной бюджетной отчетности, так и данных Пояснительной записки.

1. В дополнение к информации, указанной в Пояснительной записке, представляют:

- Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162). В данной отчетной форме отражаются результаты выполнения планов по доведенным до учреждения вышестоящим органом показателям его деятельности (объемы создания и реконструкции материально-технической базы, оказания различных услуг и т.п.) с детализацией по кварталам отчетного периода;

- Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях (ф. 0503176). Это информация о выявленных в учреждении в отчетном периоде недостачах и хищениях, об остатках сумм недостач прошлых отчетных периодов, по которым на начало отчетного периода не были приняты решения, а также о мерах, принятых для возмещения причиненного ущерба.

2. По результатам анализа показателей Баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) приводятся:

- Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Данные сведения оформляются отдельно по каждому виду нефинансовых активов учреждения (основные средства, нематериальные активы, материальные запасы и т.д.). Заметим, что по отражаемым в таблице формы 0503168 показателям данная форма очень близка к применявшимся ранее формам отчетов по движению основных средств (ф. 5) и материальных запасов (ф. 6), поэтому сложностей при ее заполнении, на наш взгляд, не будет. Кроме обязательной табличной части в указанных сведениях следует раскрыть техническое состояние, эффективность использования и степень обеспеченности теми или иными нефинансовыми активами учреждения и его структурных подразделений (п. 108 Инструкции N 5н);

- Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169). Здесь раскрывают структуру данной задолженности и причины ее образования;

- Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173). Эту форму заполняют в случае отклонения остатков валюты баланса на начало года от соответствующих остатков на конец предыдущего отчетного периода. К изменению валюты баланса приводит:

- переход на новый План счетов бюджетного учета;

- проведение переоценки активов или обязательств;

- изменение статуса бюджетного учреждения, подведомственного главному распорядителю средств федерального бюджета, и т.д.

Обратите внимание: представлять сведения об изменении остатков валюты баланса следует по форме, предложенной Письмом ФК N 42-7.1-01/2.4-250, а не Инструкцией N 5н.

- Сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503171). Их составляют при наличии в отчетном периоде остатков или оборотов по счету 0 204 00 000 "Финансовые вложения" и раскрывают в них информацию о видах, источниках и основаниях различных финансовых вложений учреждения (акций, облигаций, векселей и т.п.);

- Сведения о государственном (муниципальном) долге (ф. 0503172). Они оформляются при наличии в отчетном периоде остатков или оборотов по государственным или муниципальным долгам (бюджетным ссудам, кредитам и т.п.).

3. По результатам анализа Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) представляются:

- Сведения о финансовом результате деятельности (ф. 0503174). В данной отчетной форме сопоставляют показатели результатов финансовой деятельности текущего и предыдущего отчетных периодов с детализацией по видам деятельности учреждения и по кодам КОСГУ.

Остальные определенные Инструкцией N 5н таблицы и приложения к Пояснительной записке раскрывают информацию о деятельности вышестоящих органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов, и бюджетным учреждением не заполняются.