Для целей налогообложения

Категория: Учетная политика
 

В учетной политике для целей налогообложения обязательно следует раскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ (часть таких вопросов приведена в таблице).

 
----------------------------------T----------------------------------------------T-----------------¬
¦          Вопрос                 ¦                    Варианты                  ¦   Ссылка на     ¦
¦                                 ¦                                              ¦    документ     ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦                              Налог на добавленную стоимость                                      ¦
+---------------------------------T----------------------------------------------T-----------------+
¦Момент определения налоговой базы¦1. день отгрузки (передачи) активов;          ¦ст. 167 НК РФ    ¦
¦по НДС при реализации  (передаче)¦2. день оплаты (полной или  частичной), посту-¦                 ¦
¦товаров (работ, услуг)           ¦пившей в счет предстоящих поставок            ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦                                       Налог на прибыль                                           ¦
+---------------------------------T----------------------------------------------T-----------------+
¦Порядок признания доходов и  рас-¦1. Метод начисления                           ¦ст. 271-273 НК РФ¦
¦ходов                            ¦2. Кассовый метод                             ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Методы оценки сырья и материалов ¦1. По стоимости единицы запасов               ¦ст. 254 НК РФ    ¦
¦                                 ¦2. По средней стоимости                       ¦                 ¦
¦                                 ¦3. По стоимости первых по времени приобретения¦                 ¦
¦                                 ¦   (ФИФО)                                     ¦                 ¦
¦                                 ¦4. По стоимости последних по времени  приобре-¦                 ¦
¦                                 ¦   тения (ЛИФО)                               ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Метод начисления амортизации     ¦1. Линейный метод                             ¦ст. 259 НК РФ    ¦
¦                                 ¦2. Нелинейный метод                           ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Порядок начисления амортизации   ¦1. Начисление амортизации по нормам,  установ-¦ст. 259 НК РФ    ¦
¦                                 ¦ленным ст. 259 НК РФ                          ¦                 ¦
¦                                 ¦2. Начисление амортизации по нормам ниже уста-¦                 ¦
¦                                 ¦новленных ст. 259 НК РФ                       ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Порядок определения нормы аморти-¦1. С  учетом  срока  эксплуатации  предыдущими¦ст. 259 НК РФ    ¦
¦зации    по   объектам   основных¦   собственниками                             ¦                 ¦
¦средств, бывшим в эксплуатации   ¦2. Без учета  срока  эксплуатации  предыдущими¦                 ¦
¦                                 ¦   собственниками                             ¦                 ¦
¦                                 ¦3. Определить самостоятельно с учетом требова-¦                 ¦
¦                                 ¦   ний техники безопасности и других факторов ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Резерв по сомнительным долгам    ¦1. Создается                                  ¦ст. 266 НК РФ    ¦
¦                                 ¦2. Не создается                               ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Резерв по гарантийному ремонту   ¦1. Создается и определяется предельный  размер¦ст. 267 НК РФ    ¦
¦                                 ¦отчислений в этот фонд.  При  этом  предельный¦                 ¦
¦                                 ¦размер отчислений в резерв, не может превышать¦                 ¦
¦                                 ¦30 процентов полученной в текущем периоде  на-¦                 ¦
¦                                 ¦логооблагаемой прибыли, исчисленной без  учета¦                 ¦
¦                                 ¦указанного резерва.                           ¦                 ¦
¦                                 ¦2. Не создается                               ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Методы оценки покупных           ¦1. По стоимости единицы товара                ¦ст. 268 НК РФ    ¦
¦товаров                          ¦2. По средней стоимости                       ¦                 ¦
¦                                 ¦3. По стоимости первых по времени приобретения¦                 ¦
¦                                 ¦   (ФИФО)                                     ¦                 ¦
¦                                 ¦4. По стоимости последних по времени  приобре-¦                 ¦
¦                                 ¦   тения (ЛИФО)                               ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Методы списания на расходы  стои-¦1. По стоимости единицы                       ¦ст. 280 НК РФ    ¦
¦мости выбывших ценных бумаг      ¦2. По стоимости первых по времени приобретения¦                 ¦
¦                                 ¦   (ФИФО)                                     ¦                 ¦
¦                                 ¦3. По стоимости последних по времени  приобре-¦                 ¦
¦                                 ¦   тения (ЛИФО)                               ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Показатель, используемый в  целях¦1. Сумма расходов на оплату труда             ¦ст. 288 НК РФ    ¦
¦исчисления  и  уплаты  налога  на¦2. Среднесписочная численность работников     ¦                 ¦
¦прибыль  организациями,  имеющими¦                                              ¦                 ¦
¦обособленные подразделения       ¦                                              ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Резерв  предстоящих  расходов  на¦1. Создаются и определяются нормативы отчисле-¦ст. 324 НК РФ    ¦
¦ремонт основных средств          ¦   ний в этот фонд                            ¦                 ¦
¦                                 ¦2. Не создаются                               ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦Резерв  предстоящих  расходов  на¦1. Создаются и определяются  ежемесячный  про-¦ст. 324.1 НК РФ  ¦
¦оплату отпусков                  ¦цент и предельная сумма отчислений в этот фонд¦                 ¦
¦                                 ¦2. Не создаются                               ¦                 ¦
+---------------------------------+----------------------------------------------+-----------------+
¦                           Налог на добычу полезных ископаемых                                    ¦
+---------------------------------T----------------------------------------------T-----------------+
¦Метод определения количества  до-¦Прямой метод                                  ¦п. 2      ст. 339¦
¦бытого полезного ископаемого     ¦Косвенный метод                               ¦НК РФ            ¦
L---------------------------------+----------------------------------------------+------------------
 

В учетной политике следует отразить применяемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.

Порядок ведения налогового учета - это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания, подразумевающий особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода. Особый порядок формирования отложенных расходов (то есть расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным главой 25 НК РФ).

Порядок распределения, группировки, классификации расходов описан в разделе 6 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 (в редакции от 27 октября 2003 г.). Согласно статье 318 НК РФ с 1 января 2005 г. организации, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. В учетной политике организация должна самостоятельно определить перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), и порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости незавершенного производства) устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, когда прямые расходы невозможно отнести к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг), организация в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Организация должна контролировать правильность формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы, как при осуществлении внутреннего контроля, так и со стороны проверяющих органов. Иначе должна быть обеспечена "прозрачность" формирования показателей декларации начиная с первичного документа. При этом организацией должен быть обеспечен набор регистров, в которых аккумулируются полученные доходы и расходы, определен порядок формирования объектов учета. Под объектом учета понимается формирование показателей, которые отражают данные о доходах, учитываемых в отчетном периоде, а также затратах, учитываемых в составе признанных расходов отчетного периода, через алгоритм расходов будущих периодов, формирование стоимости амортизируемого имущества и тому подобное (гл. 25 НК РФ).

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности, отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, регистры налогового учета формируются по всем операциям, учитываемым для целей налогообложения.

Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета. Следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренных как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах. Налогоплательщик самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена совокупность всех данных, необходимых для правильного определения показателей декларации по вопросу учета соответствующих доходов и расходов (гл. 25 НК РФ). МНС России определяет разработанный перечень аналитических регистров налогового учета, которые нужно создать налогоплательщику для формирования в них показателей, необходимых для расчета налоговой базы в текущих, и последующих отчетных (налоговых) периодах.

В учетной политике для целей налогообложения следует отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: ручным способом (на бумажных носителях) или с использованием компьютерных программ автоматизации бухгалтерского (налогового) учета (в электронном виде с последующим выводом на бумажные носители).