Как упростить работу и сэкономить с помощью учетной политики

Категория: Учетная политика
 

Формирование учетной политики предприятия следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит предприятию выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. В системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений.

Сближение бухгалтерского и налогового учета лишь часть тех выгод, которые может дать грамотно составленная учетная политика. Главное, этот документ поможет предприятию сэкономить на налоге на имущество, НДС и налоге на прибыль. Но для этого нужно правильно оформить учетную политику.

Рассмотрим варианты учета, которые предлагает законодательство, и поможем вам выбрать оптимальный вариант. Так же, расскажем, как разработать учетную политику "организациям-упрощенцам".

Предположим, 100-процентная предоплата получена организацией в конце налогового периода (месяца или квартала). Потратить деньги на закупку необходимых для производства материалов и оплату работ своих контрагентов она может не успеть. В итоге ей придется не только начислить НДС с полученного аванса, но и реально заплатить его в бюджет, поскольку сумм налога к зачету попросту не будет.

Для организации это выльется в поиски дополнительных "живых" денег на закупку материалов и оплату работ, так как значительная часть аванса будет уже потрачена на уплату налога.

Однако выход из тупика есть. Он состоит в том, чтобы задействовать посредника, который будет связующим звеном между покупателем и продавцом. Так, покупатель поручает ему найти продавца и заключить договор на поставку товаров (выполнение работ). В результате посредник, получив деньги на выполнение поручения покупателя, платить с них НДС не будет. Заплатит налог он только с суммы своего вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). А оно, будет минимальным.

Можно подвести итог, с одной стороны, продавец, не получая аванса по договору, гарантию полной его оплаты имеет от посредника. Последний, с другой стороны, будет авансировать самого продавца постепенно, в течение всего срока действия контракта.

Основной момент заключается в том, что посредник должен выступать только со стороны покупателя. В противном случае, если он заключает договор по поручению продавца, данная схема не работает. Дело в том, что тогда деньги, полученные посредником от покупателей, будут считаться у продавца авансом. А это неминуемо грозит ему уплатой НДС. Такой вывод следует из положений ст. 167 Налогового кодекса, который оплатой товаров признает, в частности, поступление денег на счет (или в кассу) организации либо ее комиссионера, поверенного или агента.

В этой схеме есть тонкость, в ней сам посредник может работать на упрощенном режиме налогообложения, а продавец - оставаться на общем.

В результате, кроме отмеченной "временной" экономии НДС, такая сделка фактически сэкономит налог за счет неуплаты его с вознаграждения агента.

Объекты недвижимости должны пройти государственную регистрацию. До внесения записи в государственный реестр их можно учитывать двумя способами:

1. на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы";

2. на субсчете "Основные средства, находящиеся на государственной регистрации" к счету 01 "Основные средства".

Первый способ для организации выгоднее, поскольку уже действующий объект будет числиться в составе капитальных вложений, и с него не придется платить налог на имущество. В учетной политике для бухучета это можно записать так:

"Основные средства, подлежащие государственной регистрации, учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет "Имущество, подлежащее государственной регистрации". После государственной регистрации стоимость таких основных средств отражается на счете 01 "Основные средства".

ПБУ 6/01 разрешает списывать на затраты основные средства стоимостью не более 10 000 рублей за единицу при вводе их в эксплуатацию. Но при желании организация может начислять по ним амортизацию. А в налоговом учете такие объекты однозначно считаются не амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Поэтому и в бухучете стоимость дешевых основных средств лучше сразу списывать на расходы.

В учетной политике для целей бухгалтерского учета отразите это таким образом:

"Объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 руб. за единицу списываются на расходы от продажи по мере их передачи в эксплуатацию (п. 18 ПБУ 6/01)".

В налоговом учете предприятиям разрешено применять повышающие коэффициенты амортизации (п. 7 ст. 259 НК РФ). Например, по имуществу, которое используется в условиях агрессивной среды или в многосменном режиме, амортизацию можно ускорить вдвое. А по сдаваемым в лизинг объектам можно использовать коэффициент от 1 до 3.

Прямого требования прописать эти коэффициенты в учетной политике законодательство не содержит. Однако Минфин считает, что сделать это необходимо (см. письмо Минфина России от 23.01.2002 N 04-02-06/2/4). Кроме того, наличие нужной формулировки поможет отстоять свои права в случае судебного разбирательства. Соответствующая запись может выглядеть так:

"Амортизация объектов основных средств начисляется линейным способом, исходя из срока их полезного использования (подп. 1 п. 1 ст. 259 НК РФ)".

"По торговому оборудованию, полученному в лизинг и учитываемому на балансе фирмы, применяется повышающий коэффициент амортизации, равный 3 (п. 7 ст. 259 НК РФ)".

По правилам бухучета транспортные расходы, связанные с доставкой товаров до склада организации можно учитывать двумя способами:

1. в составе их себестоимости (т.е. непосредственно на счете 41 "Товары");

2. в составе издержек (т.е. на счете 44 "Расходы на продажу").

В налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если это предусмотрено условиями договора с поставщиком. В противном случае транспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.

Чтобы избежать лишней работы и одновременно выполнить требования бухгалтерского и налогового учета, транспортные расходы целесообразно учитывать:

1. на счете 41 "Товары" - если они включены в цену товаров по условиям договора;

2. на счете 44 "Расходы на продажу" - в остальных случаях.

По правилам бухучета таможенные пошлины, которые были уплачены при ввозе товаров или материалов в Россию, увеличивают их стоимость. По ст. 264 Налогового кодекса суммы налогов и сборов включают в прочие расходы. Таможенные пошлины как раз относят к федеральным налогам. Следовательно, на первоначальную стоимость ценностей они не влияют. В итоге в стоимости ценностей появляется разница на сумму пошлины. А значит, по ним приходится вести дополнительные регистры налогового учета.

Однако, при формировании первоначальной стоимости товаров или материалов можно руководствоваться не только ст. 264, но и ст. 254 НК РФ. В этой статье сказано: "стоимость товарно-материальных запасов определяется исходя из цен их приобретения, включая... ввозные таможенные пошлины и сборы". Следовательно, организация сама может решить: включать пошлину в стоимость ценностей или нет. В первом случае не придется вести регистры налогового учета. Во втором - на сумму пошлин сразу можно уменьшить облагаемую прибыль.

В состав общехозяйственных расходов производственные предприятия включают: административно-управленческие затраты;

расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;

амортизацию основных средств общехозяйственного назначения;

расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг и т.п.

Такие затраты учитывают на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

В бухгалтерском учете их можно списать двумя способами:

1. включить в себестоимость продукции (работ, услуг) - если она учитывается по полной себестоимости;

2. списать непосредственно на счет 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж" - если продукция (работы, услуги) учитывается по сокращенной себестоимости.

В налоговом учете эти расходы относятся к косвенным расходам, поэтому они сразу уменьшают налогооблагаемую прибыль текущего периода.

Поэтому в бухгалтерском учете лучше поступать так же, то есть списывать такие расходы на счет 90 "Продажи", что поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет.