Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

Категория: Налогообложение
 

1. В ст. 251 Налогового кодекса РФ указан перечень поступлений, которые для целей исчисления прибыли не учитываются для целей налогообложения. Операции по получению указанных средств не рассматриваются в качестве льгот по налогу на прибыль. Данные средства не рассматриваются в качестве прибыли (дохода), то есть вообще не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. Названная выше статья содержит два перечня не подлежащих обложению средств: первый перечень содержит операции по получению отдельных видов средств (п. 1 ст. 251); второй - перечень целевых поступлений (п. 2 ст. 251). Первая группа операций касается любых организаций, вторая в основном касается деятельности некоммерческих организаций и бюджетополучателей.

2. При определении налоговой базы не учитываются:

1) имущество, имущественные права, работы, услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

Данное положение касается только тех организаций, которые определяют доходы и расходы для целей налогообложения по методу начислений (ст.ст. 271-272 Налогового кодекса РФ). При этом необходимо отметить, что согласно п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. N 32н) в бухгалтерском учете поступления в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) не признаются доходами у всех организаций. Поэтому, если налогоплательщик для целей налогообложения определяет доходы и расходы по кассовому методу (ст. 273 Налогового кодекса РФ), то данные его налогового учета и бухгалтерского учета совпадать не будут.

2) имущество, имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

Согласно ст. 334 Гражданского кодекса РФ залог это способ обеспечения обязательства, в соответствии с которым должник (залогодатель) передает имущество (имущественные права) кредитору (залогодержателю) по обеспеченному залогом обязательству. В случае неисполнения должником этого обязательства кредитор имеет право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

При этом необходимо учитывать, что данное положение касается только случая передачи заложенного имущества. В соответствии со ст. 338 Гражданского кодекса РФ имущество остается (считается оставшимся) у залогодателя, а потому не может рассматриваться в качестве переданного, в следующих случаях:

- заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором залога;

- при залоге имущества, на которое установлена ипотека (недвижимое имущество);

- при передаче предмета залога на время во владение или пользование третьему лицу.

Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (ст. 380 Гражданского кодекса РФ). В силу схожести аванса (предварительной оплаты) и задатка, а также с учетом того, что организации, применяющие для целей налогообложения кассовый метод, учитывают предварительную оплату в составе доходов, необходимо различать указанные два понятия. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка всегда должно быть в письменной форме. При этом согласно п. 3 ст. 380 Гражданского кодекса РФ в случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.

3) имущество, имущественные права или неимущественные права, имеющие денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

Действующим гражданским законодательством формирование уставного (складочного) капитала (фонда) предусмотрено для таких разновидностей юридических лиц, как:

1) хозяйственные товарищества и общества (полные и коммандитные товарищества (товарищества на вере), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества);

2) производственные кооперативы (в производственных кооперативах за счет имущества их членов формируется паевой фонд);

3) унитарные предприятия.

В соответствии с действующим законодательством вкладом в уставный (складочный) капитал (фонд) организации могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (см., в частности, п. 6 ст. 66 Гражданского кодекса РФ).

Эмиссионный доход возникает у акционерного общества в случае превышения цены размещения дополнительных акций над их номинальной стоимостью. Так, в соответствии с п. 1 ст. 36 ФЗ "Об акционерных обществах" оплата акций общества при их размещении производится по рыночной стоимости, но не ниже их номинальной стоимости. Что касается размещения акций при учреждении акционерного общества, то оплата таких акций производится учредителями общества по их номинальной стоимости. Вместе с тем, согласно новой редакции ст. 36 ФЗ "Об акционерных обществах" (ФЗ от 07 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об акционерных обществах" вступает в силу через шесть месяцев с момента его официального опубликования, то есть с 10 февраля 2002 г.) размещаемые обществом акции могут оплачиваться по цене, превышающей их номинальную стоимость, как в случае размещения акций при учреждении акционерного общества, так и в случае размещения дополнительных акций общества.

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым от передачи имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации установлены в ст. 277 Налогового кодекса РФ.

Согласно пояснений, изложенных в Методических рекомендациях по применению главы 25 Налогового кодекса РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729), при применении подпунктов 4, 5 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ необходимо иметь в виду, что первоначальным взносом является стоимость имущества, имущественных прав при взносе их в уставный капитал либо в совместную деятельность по стоимости, отраженной в налоговом учете у передающей стороны, в соответствии со статьями 277, 278 Налогового кодекса РФ.

4) имущество, имущественные права, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

Данное положение касается преимущественно полных товариществ и товариществ на вере, а также обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью. В отношении акционерных обществ указанная норма Кодекса применяется только в случае распределения между акционерами имущества общества при его ликвидации. Понятие выхода участника из акционерного общества законом не предусмотрено (выйти из числа участников акционерного общества можно только путем продажи или иного отчуждения принадлежащих акционеру акций).

В соответствии со ст. 26 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участник вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других участников или самого общества. При этом общество обязано выплатить выходящему участнику действительную стоимость его доли (согласно п. 2 ст. 14 Закона действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли), определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в котором было подано заявление о выходе, либо с согласия участника выдать ему в натуре имущества такой же стоимости. Выплата должна быть произведена в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в котором подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом.

Исключение участника из общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью допускается только в судебном порядке по требованию других участников, доли которых в совокупности составляют не мене 10 процентов уставного капитала, и только при условии, что исключаемый участник грубо нарушает свои обязанности участника либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет (ст. 10 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Так, в частности, основанием для исключения участника из общества может служить систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников общества, лишающее общество возможности принимать решения по вопросам, требующим единогласия всех его участников (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Порядок выхода и исключения участника из полного товарищества и товарищества на вере регулируется ст.ст. 76-78 Гражданского кодекса РФ.

Распределение имущества ликвидируемого акционерного общества между его акционерами производится только после завершения расчетов с кредиторами общества, а также после выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены на основании ст. 75 ФЗ "Об акционерных обществах", и выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям (ст. 23 ФЗ "Об акционерных обществах").

Первоначальный взнос определяется применительно к товариществам и обществам с ограниченной (дополнительной) ответственностью, исходя из номинальной стоимости вкладов участников-учредителей, указанной в учредительном договоре товарищества (общества). При этом необходимо учитывать, что стоимость вклада участника может увеличиться в связи с осуществлением дополнительных взносов либо за счет иных источников, в частности за счет добавочного капитала. В последнем случае для расчета дохода необходимо принимать во внимание стоимость первоначального взноса без учета повышения номинальной стоимости доли.

Применительно к акционерным обществам первоначальный взнос определяется исходя из совокупной номинальной стоимости акций первого выпуска, приобретенных акционером при учреждении общества.

5) имущество, имущественные права или неимущественные права, имеющие денежную оценку, которые получены в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

Данное положение касается участников договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), предусмотренного ст. 1041 Гражданского кодекса РФ.

Выдел доли участника договора простого товарищества из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздел такого имущества производятся, как правило, при выходе участника из договора либо при прекращении договора простого товарищества. При этом основания и порядок прекращения договора простого товарищества, а также выхода из него одного из участников регулируются ст.ст. 1050-1052 Гражданского кодекса РФ.

Что касается стоимости первоначального вклада (взноса) участника в общее имущество участников простого товарищества, то, по нашему мнению, при его определении необходимо исходить из денежной оценки вклада, произведенной по соглашению между всеми участниками (дело в том, что согласно ст. 1042 Гражданского кодекса РФ вкладом участника в простое товарищество могут быть навыки, умения, профессиональные и иные знания, которые изначально не имеют денежной оценки).

Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества, установлены в ст. 278 Налогового кодекса РФ.

6) средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия);

В соответствии с данным положением не учитывается при налогообложении безвозмездная помощь (содействие), оказываемая в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

Согласно указанному закону не подлежит налогообложению безвозмездная помощь, техническая помощь, гуманитарная помощь.

Безвозмездная помощь - средства, товары, предоставляемые РФ, субъектам РФ, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями.

Техническая помощь - помощь, предоставляемая в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по зарегистрированным в установленном порядке проектам и программам.

Гуманитарная помощь - помощь, предоставляемая для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.

При этом необходимо учитывать, что принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию) подтверждается соответствующим удостоверением, составленным по форме и выдаваемым в порядке, которые определяются Правительством РФ.

Форма и порядок составления данных удостоверений утверждены соответственно, Постановлением Правительства РФ от 17.09.99 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием" и Постановлением Правительства РФ от 04.12.99 N 1335 "Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации".

При применении указанного положения необходимо учитывать, что не могут относиться к безвозмездной гуманитарной и (или) технической помощи (содействию) подакцизные товары (продукция).

Средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), отражаются налогоплательщиками в Листе 14 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

7) основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные в соответствии с международными договорами РФ, а также в соответствии с законодательством РФ атомными станциями для повышения их безопасности, используемые для производственных целей;

8) имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

Под действие данного подпункта подпадает все иное имущество, полученное бюджетными учреждениями в соответствии с решениями органов исполнительной власти, по основаниям, не перечисленным в подп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ (т.е. не учитываемое как имущество, полученное в порядке целевого финансирования и целевых поступлений).

9) имущество (в том числе денежные средства), поступившее комиссионеру, агенту или иному поверенному (далее в указанном пункте - комиссионер) в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и (или) иного доверителя;

К данному имуществу относятся:

а) при осуществлении договора комиссии (или иного аналогичного договора) на продажу - выручка, полученная комиссионером за реализованные товары (работы, услуги), принадлежавшие комитенту;

б) при осуществлении договора комиссии (или иного аналогичного договора) на покупку - имущество, приобретенное комиссионером для комитента;

в) средства, полученные в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера.

Не относятся к указанным средствам суммы вознаграждений комиссионера.

10) средства или иное имущество, полученные по договорам кредита или займа (иные аналогичные средства или иное имущество независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средства и иное имущество, полученные в погашение таких заимствований;

Заемные отношения, а также отношения, связанные с предоставлением кредитных средств, урегулированы соответственно параграфами 1 и 2 главы 42 Гражданского кодекса РФ. Основное различие между ними состоит в том, что, во-первых, предметом кредитного договора могут быть только денежные средства, в то время, как предметом договора займа - деньги и другие вещи, определяемые родовыми признаками. Во-вторых, если кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление банковской деятельности, то займодавцем по договору займа может быть любое физическое или юридическое лицо.

Помимо кредитного договора и договора займа для оформления долговых отношений могут быть использованы долговые ценные бумаги (прежде всего, векселя и облигации), договор товарного кредита (ст. 822 Гражданского кодекса РФ) и др.

11) имущество, полученное российской организацией безвозмездно:

- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) передающей организации;

Например, предприятие-А, владеющее 51% уставного капитала предприятия-Б, передает ему свое имущество. При этом стоимость полученного предприятием-Б имущества не облагается налогом на прибыль.

- от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) получающей организации;

Например, предприятие-А, владеющее 51% уставного капитала предприятия-Б, получает от него имущество. При этом стоимость полученного предприятием-А имущества не облагается налогом на прибыль.

- от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50 процентов состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Следует отметить, что в силу ст. 38 Налогового кодекса РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

12) проценты, полученные в соответствии с требованиями ст.ст. 78, 79, 176 и 203 Налогового кодекса РФ из бюджета (внебюджетного фонда);

Согласно ст.ст. 78-79 Налогового кодекса РФ к указанным средствам относятся проценты, полученные налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов из бюджетов и внебюджетных фондов, в случае несвоевременного возврата им излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов.

Возврат сумм излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат сумм излишне взысканного налога производится за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога, в течение одного месяца со дня принятия решения налоговым органом или судом. При этом проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В соответствии со ст. 176 Налогового кодекса РФ к указанным средствам относятся проценты, полученные налогоплательщиками за несвоевременный возврат сумм НДС по обычным операциям, а также по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов.

В соответствии со ст. 203 Налогового кодекса РФ к указанным средствам относятся проценты, полученные налогоплательщиками за несвоевременный возврат акцизов.

13) суммы гарантийных взносов в специальные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, получаемые при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;

В соответствии с п. 2.12. "Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг РФ" (утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 14 августа 2002 г. N 32/пс) клиринговая организация должна создать гарантийный фонд и организовать систему управления рисками неисполнения обязательств по сделкам, в отношении которых осуществляется клиринг, в соответствии с требованиями настоящего Положения.

В соответствии с разделом 6 Положения для обеспечения исполнения сделок с ценными бумагами, в отношении которых осуществляется клиринг, клиринговая организация формирует гарантийный фонд и разрабатывает систему мер снижения рисков осуществления клиринговой деятельности в соответствии с требованиями Федеральной комиссии. Гарантийный фонд формируется из средств участников клиринга и (или) клиринговой организации. Клиринговая организация вправе создавать несколько гарантийных фондов с различными целями и источниками формирования.

Средства гарантийного фонда размещаются на счетах клиринговой организации в расчетной организации и (или) в расчетном депозитарии и используются с целью обеспечения исполнения обязательств участника клиринга и (или) его клиентов по сделкам клирингового пула в случае недостаточности для этого средств на торговых счетах участника клиринга и (или) клиринговой организации в соответствии с требованиями Условий осуществления клиринговой деятельности и Порядка создания, размещения и использования гарантийного фонда клиринговой организации.

Средства гарантийного фонда клиринговой организации, осуществляющей клиринг по спот-сделкам с полным обеспечением и (или) без предварительного обеспечения, формируются за счет ежемесячных взносов клиринговой организации в размере не менее 1% от вознаграждения, полученного клиринговой организацией за осуществление клиринговой деятельности, а также за счет иных взносов клиринговой организации и участников клиринга. Средства гарантийного фонда клиринговой организации, осуществляющей клиринг по спот-сделкам с частичным обеспечением, или клиринг в соответствии с абзацами 3-5 пункта 1.12 настоящего Положения, формируются за счет ежемесячных взносов клиринговой организации в размере не менее 2% от вознаграждения, полученного клиринговой организацией за осуществление клиринговой деятельности, а также за счет иных взносов клиринговой организации и участников клиринга.

Контроль за формированием, хранением и использованием средств гарантийных фондов осуществляется в соответствии с Условиями осуществления клиринговой деятельности и Порядком создания, размещения и использования гарантийного фонда клиринговой организации.

Следует отметить, что клиринговая деятельность подлежит лицензированию (Порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ, утвержденное Постановлением ФКЦБ от 15 августа 2000 г. N 10).

14) имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования;

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:

- в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Следует отметить, что согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств может быть любая организация (не только бюджетное учреждение), имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. При этом Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что получатели бюджетных ассигнований обязаны предоставлять отчеты об использовании средств бюджетов и внебюджетных фондов в установленном порядке. В силу общего требования ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником (единственным) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Иными словами, организация, имеющая в составе учредителей не только органы государственной власти РФ (но и, например, физические или юридические лица) при получении в соответствии с бюджетной росписью или сметой средств из бюджетов или внебюджетных фондов фактически является лишь получателем средств бюджета в виде целевого финансирования, что не является основанием для включения ее в разряд бюджетных учреждений.

- в виде полученных грантов;

Для целей налогообложения грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

1) гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

2) гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

3) гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

- в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством РФ;

Приватизируемые организации, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, расходуют их в порядке, предусмотренном инвестиционной программой. Если указанные средства используются не по целевому назначению, то в этой части они подлежат включению в налоговую базу в общем порядке.

- в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;

Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории РФ, регулируется международными договорами, Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Согласно ст. 1 указанного закона инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности. При этом к капитальным вложениям относятся инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

- в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;

В данном случае рассматриваются средства, получаемые организацией-застройщиком от дольщиков (юридических и физических лиц) в порядке финансирования долевого участия в строительстве, которые целевым образом расходуются на строительство.

При этом необходимо учесть, что полученные заказчиком согласно заключенным договорам денежные средства от предприятий-дольщиков в порядке долевого участия на строительство объектов, в том числе жилья, являются источником целевого финансирования и не облагаются налогом на прибыль, если размер денежных средств, полученных от каждого дольщика на долевое участие в строительстве, в момент подписания актов выполнения этапов работ либо сдачи объекта "под ключ" (в зависимости от условий договора между заказчиком и инвесторами строительства) не превышает фактических затрат по строительству переданной части объекта предприятию-дольщику.

Доходы в виде средств дольщиков, аккумулированных на счетах организации-застройщика, подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, когда получатель фактически не использовал такие средства до момента завершения строительства объекта в сроки, установленные в договоре о долевом участии в строительстве.

- в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций-членов общества взаимного страхования;

В соответствии со ст. 968 Гражданского кодекса РФ общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями, которые осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов. Граждане и юридические лица (члены обществ взаимного страхования) страхуют свое имущество и имущественные интересы путем объединения средств в указанных обществах. Полученные обществом взаимного страхования от своих членов средства для названной выше цели не облагаются налогом на прибыль.

- в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

- в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике";

Данное положение применяется с 1 января 2004 года и действует в отношении:

- Российского фонда технологического развития;

- иных отраслевых и межотраслевых фондов.

При этом до 1 января 2005 года оно распространялось на отраслевые и межотраслевые фонды, образованные в форме некоммерческих организаций. С 1 января 2005 года, согласно Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ указанное ограничение не применяется.

- в виде средств, полученных организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили.

- в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве РФ, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

- в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ указанное положение применяется с 1 января 2004 года.

- в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 204-ФЗ, данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.

Во всех перечисленных выше случаях организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства РФ.

Отчет о целевом использовании полученных средств составляют налогоплательщики в форме листа 14 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

В отчет переносятся данные предыдущего налогового периода по полученным, но неиспользованным средствам, срок использования которых не истек.

15) стоимость дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе);

Дополнительные акции могут быть получены организацией-акционером от акционерного общества в следующих случаях:

а) при увеличении уставного капитала акционерного общества путем выпуска дополнительных акций;

б) при распределении акций, ранее выкупленных или приобретенных акционерным обществом у своих акционеров в соответствии со ст.ст. 72-77 ФЗ "Об акционерных обществах";

в) при распределении акций, приобретенных закрытым акционерным обществом в результате осуществления права преимущественной покупки акций, отчуждаемых одним из акционеров общества. Следует отметить, что закрытое акционерное общество пользуется правом преимущественной покупки отчуждаемых акционером (акционерами) акций в том случае, если это предусмотрено уставом общества и другие акционеры отказались от приобретения акций (ст. 7 ФЗ "Об акционерных обществах").

При этом необходимыми условиями применения данной нормы Кодекса являются:

- распределение акций среди акционеров по решению общего собрания акционерного общества;

- соблюдение принципа пропорционального распределения акций (дополнительные акции распределяются между акционерами пропорционально количеству принадлежащих им акций).

Разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера возникает при увеличении уставного капитала акционерного общества путем увеличения номинальной стоимости акций. В этом случае после государственной регистрации выпуска акций большей номинальной стоимостью производится конвертация (обмен) первоначальных акций, принадлежащих акционерам, в акции большей номинальной стоимостью.

В настоящее время действуют Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ от 3 июля 2002 г. N 25/пс и Стандарты эмиссии дополнительных акций, акций, размещаемых путем конвертации, облигаций, конвертируемых в дополнительные акции, и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ от 30 апреля 2002 г. N 16/пс.

16) положительная разница, образовавшаяся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов расчетных цен на драгоценные камни;

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" государственное регулирование в области отношений, связанных с драгоценными камнями, осуществляется также посредством организации государственного контроля за ценами путем утверждения обязательных классификаторов и прейскурантов цен.

17) суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

Порядок уменьшения уставного (складочного) капитала организации урегулирован, в частности, ст. 20 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст.ст. 29, 30 ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 114 Гражданского кодекса РФ и т.д.

При этом необходимо учитывать, что в случаях, предусмотренных законом, организация обязана произвести уменьшение своего уставного капитала. Так, согласно п. 4 ст. 35 ФЗ "Об акционерных обществах" если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Согласно п. 3 ст. 26 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" действительная стоимость доли участника, выходящего из общества, выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала. Если такой разницы недостаточно для выплаты действительной стоимости доли выходящего участника, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму.

18) стоимость материалов и иного имущества, полученных при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 Приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении;

19) стоимость полученных сельскохозяйственным товаропроизводителем мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;

20) имущество и (или) имущественные права, полученные организациями государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов Российской Федерации от операций с материальными ценностями государственных запасов специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов, направленные на восстановление и содержание указанных запасов;

21) суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанные и (или) уменьшенные иным образом в соответствии с законодательством РФ и (или) по решению Правительства РФ;

Согласно Федеральному закону от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ с 1 января 2005 года указанное положение касается только задолженности по уплате налогов и сборов. До изменений данная норма распространялась на любую задолженность перед бюджетами.

22) имущество, полученное безвозмездно государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, используемое исключительно в образовательных целях;

Согласно Закону РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение является юридическим лицом, осуществляющим образовательный процесс, то есть реализующим одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающим содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Негосударственное образовательное учреждение может создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций.

Отчет о целевом использовании полученного имущества представляется налогоплательщиками в Листе 14 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

23) основные средства, полученные организациями, входящими в структуру Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованные на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в соответствии с законодательством РФ;

Согласно пунктам 4.2 и 4.3 Устава РОСТО (утвержден 1 Учредительным съездом РОСТО 25.09.91, изменения и дополнения приняты 2 съездом РОСТО 22.09.95, 3 съездом РОСТО 11.04.01) организациями, входящими в структуру РОСТО, являются: Центральный Совет РОСТО (постоянно действующий руководящий орган); Центральная контрольно-ревизионная комиссия; организации РОСТО в субъектах РФ и административно-территориальных структурах городов, городские, районные и первичные организации РОСТО; представительства ЦС РОСТО в федеральных округах РФ; образовательные, авиационные, спортивные, спортивно-технические и иные организации РОСТО.

Отчет о целевом использовании полученного имущества представляется налогоплательщиками в Листе 14 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

24) положительная разница, полученная при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости;

Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ до 1 января 2002 г. результат переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости учитывался при исчислении налога на прибыль.

Организации, осуществившие до 01.01.2002 в установленном порядке переоценку стоимости ценных бумаг в соответствии с изменением рыночной цены и учитывающие результаты указанной переоценки при исчислении величины налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, обязаны по состоянию на 01.01.2002 согласно ст. 10 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" включить в состав расходов подлежащую единовременному списанию сумму положительного сальдо от данной переоценки.

25) суммы восстановленных резервов под обесценение ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность).

В данном случае исключение касается резервов, расходы на создание которых в соответствии со ст. 300 Налогового кодекса РФ ранее уменьшали налоговую базу.

26) средства и иное имущество, полученные унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа;

Согласно ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

27) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.

28) в виде сумм, полученных операторами универсального обслуживания, из резерва универсального обслуживания в соответствии с законодательством РФ в области связи.

Данное положение вступает в силу с 1 января 2004 года.

29) в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью.

Данное положение вступает в силу с 1 января 2005 года.

30) в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 204-ФЗ, данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года.

31) в виде сумм дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 204-ФЗ, данная норма вступает в силу с 1 января 2006 года.

3. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления.

Указанное правило не распространяется на целевые поступления в виде подакцизных товаров. Товары, подлежащие налогообложению акцизами, установлены в ст. 181 Налогового кодекса РФ.

К целевым поступлениям относятся использованные по назначению:

- целевые поступления из бюджета бюджетополучателям;

- целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц.

Целевыми поступлениями из бюджета бюджетополучателям являются бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:

1) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

Согласно ст. 26 ФЗ "О некоммерческих организациях" к источникам формирования имущества некоммерческой организации относятся, в частности, регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов), а также добровольные имущественные взносы и пожертвования. К единовременным поступлениям могут быть отнесены вступительные взносы участников, к регулярным - членские взносы (если некоммерческая организация основана на членстве).

Внесение паевых имущественных взносов предусмотрено для некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме потребительского кооператива. Так, соответствии со ст. 4 Закона РФ "О потребительской кооперации в РФ" одним из принципов создания и действия потребительского общества (кооператива) является принцип обязательности уплаты вступительного и паевого взносов. При этом под вступительным взносом понимается денежная сумма, направляемая на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив, под паевым взносом - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества (кооператива) деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку (ст. 1 Закона РФ "О потребительской кооперации в РФ").

Пожертвованием, согласно п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ, признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем путем использования этого имущества по определенному назначению. При этом юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное (целевое) назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 Гражданского кодекса РФ).

К публично-правовым профессиональным объединениям относятся профессиональные союзы, их объединения, первичные профсоюзные организации, зарегистрированные в качестве юридического лица в органах Министерства юстиции РФ (согласно ст. 8 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения, а также первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться в качестве юридического лица в органах Минюста РФ).

Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ к публично-правовыми профессиональными объединениями, целевые взносы и отчисления в которые признаны целевыми поступлениями, также относится Федеральная и региональные нотариальные палаты, образованные в соответствии с Основами законодательства РФ от 11 февраля 1993 N 4462-1 "О нотариате", и коллегии адвокатов, образованные в соответствии с Законом РСФСР от 20.11.80 "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР".

1.1) целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", в форме некоммерческих организаций;

Данное положение применяется с 1 января 2004 года и действует в отношении:

- Российского фонда технологического развития;

- иных отраслевых и межотраслевых фондов.

При этом до 1 января 2005 года оно распространялось на отраслевые и межотраслевые фонды, образованные в форме некоммерческих организаций. С 1 января 2005 года, согласно Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ указанное ограничение не применяется.

2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;

В соответствии с действующим законодательством наследование в РФ может осуществляться по закону и по завещанию. При этом наследование по закону имеет место только в том случае, если оно не изменено завещанием.

В соответствии с п. 1 ст. 155 Основ гражданского законодательства СССР и Республик (1991 г.) гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его одному или нескольким гражданам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также юридическим лицам или государству.

Необходимо принимать во внимание требования к содержанию и форме завещания, установленные законом. Так, в соответствии со ст. 540 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.) завещание должно быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено.

3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

4) средства и иное имущество, полученные на осуществление благотворительной деятельности;

В соответствии с Федеральным законом РФ от 11.08.95 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;

По Федеральному закону от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" совокупный вклад учредителей - сумма вкладов учредителей фонда, передаваемых фонду для обеспечения защиты прав участников.

Согласно ст. 19 указанного закона в редакции Федерального закона РФ от 10.01.2003 N 14-ФЗ в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять не менее трех миллионов рублей со дня введения в действие настоящего Федерального закона, а с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей.

6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в размере не менее 97 процентов направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

Согласно Федеральному закону от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ условие о "97 процентах" применяется с 1 января 2005 года. До указанной даты для применения рассматриваемого положения пенсионные взносы должны были направляться в резерв в полном объеме.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Согласно данному закону договор о негосударственном пенсионном обеспечении заключается между вкладчиком и фондом в пользу участника фонда. Пенсионный взнос - это денежные средства, вносимые вкладчиком в пользу участника. Пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Следует обратить внимание, что негосударственные пенсионные фонды вправе заключать с вкладчиками договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор), договор об обязательном пенсионном страховании и договор о создании профессиональной пенсионной системы. Создание пенсионных резервов предусмотрено только в отношении первого вида договоров (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах").

6.1) пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, предназначенные на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с законодательством РФ;

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 204-ФЗ, данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.

7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Получение учреждением средств в порядке финансирования от своего собственника не облагается налогом на прибыль. В случае нецелевого использования полученных средств данные средства рассматриваются в качестве внереализационного дохода учреждения.

8) отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" адвокат обязан отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующих адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро.

9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;

Профсоюзом является добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (см. Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый представителями работников с работодателем (см. Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях").

Следует учитывать, что в Письме от 13 марта 2003 г. N 26-08/13973 "О налоге на прибыль организаций", УМНС РФ по г. Москве в комментариях к ст. 250 Налогового кодекса РФ, ссылаясь на письмо МНС России от 24.12.2002 N 02-2-10/133-АТ121, поясняет, в частности, следующее:

"использование профсоюзными организациями членских и вступительных взносов на приобретение ценных бумаг, в т.ч. депозитных сертификатов, не является использованием целевых поступлений по целевому назначению - на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций".

10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны РФ и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством РФ граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.

Согласно пунктам 4.2 и 4.3 Устава РОСТО (утвержден 1 Учредительным съездом РОСТО 25.09.91.) организациями, входящими в структуру РОСТО, являются: Центральный Совет РОСТО (постоянно действующий руководящий орган); Центральная контрольно-ревизионная комиссия; организации РОСТО в субъектах РФ и административно-территориальных структурах городов, городские, районные и первичные организации РОСТО; представительства ЦС РОСТО в федеральных округах РФ; образовательные, авиационные, спортивные, спортивно-технические и иные организации РОСТО.

11) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Во всех перечисленных выше случаях целевого поступления (п.п. 1-11) налогоплательщики-получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Также в соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ необходимо учитывать, что перераспределение целевых поступлений и грантов между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями, созданными в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, при определении налоговой базы не учитывается.

При передаче некоммерческими организациями полученных в установленном порядке целевых поступлений и грантов созданным территориальным организациям у последних поступившие средства признаются, соответственно, целевыми поступлениями и грантами, полученными на ведение ус