Состав и характеристика"прочих расходов" по элементам

Категория: Налогообложение
 

1. Суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса РФ.

При применении указанной статьи расходов необходимо учитывать следующие основные положения.

а) Согласно ст. 270 Налогового кодекса РФ в состав расходов не включаются следующие налоги:

- в виде суммы налога на прибыль и суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (подп. 4);

- в виде сумм налогов (НДС, акцизы, налог с продаж), предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (подп. 19);

- в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (подп. 33).

б) В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса РФ в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают порядок исчисления налога. Таким образом, в составе расходов могут быть учтены налоги и обязательные платежи, для которых законодательными актами предусмотрено данное положение.

В состав расходов включаются платежи по таким налогам как: земельный налог, плата за воду, транспортный налог, налог на имущество, единый социальный налог. Характерной особенностью данных налогов является их "производственная" направленность, связь с хозяйственной деятельностью предприятия.

в) Учитывать в составе расходов налоги и иные обязательные платежи можно только в случае, если предприятие является надлежащим плательщиком этих налогов. Например, у предприятия документы по землеотводу находятся в стадии оформления, однако оно все же уплачивает налог на землю. В этом случае необходимо учитывать, что согласно п. 11 Инструкции Госналогслужбы РФ от 17.04.95 г. N 29 "По применению Закона РФ "О плате за землю" основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком. Кроме того, п. 27 Инструкции предусмотрено, что земельный налог с юридических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Следовательно, в период до получения документа, удостоверяющего право на земельный участок, предприятие не должно было уплачивать данный налог и не может относить на расходы суммы уплаченного налога на землю.

г) В состав прочих расходов для целей налогообложения прибыли включаются налоги независимо от их отражения в бухгалтерском учете (независимо от того, отнесено ли начисление налогов на себестоимость или на счета учета прочих доходов и расходов).

д) В случае, если организация не имеет оснований воспользоваться нормами ст. 170 Налогового кодекса РФ, то сумма НДС, уплаченная поставщикам товаров (работ, услуг), не учитывается для целей налогообложения прибыли в расходах.

Одной из проблем формирования данной статьи расходов является вопрос о пределах применения ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Например, в письме УМНС РФ по г. Москве от 21.01.2004 г. N 26-12/03958 была изложена точка зрения, согласно которой расходы по оплате земельного налога, уплаченного за период, когда земельный участок, приобретенный в собственность в целях использования в деятельности, направленной на получение дохода, фактически не использовался в хозяйственной деятельности организации, не подлежат учету в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль по подп. 49 ст. 270 Налогового кодекса РФ, поскольку данные расходы не отвечают критериям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, по нашему мнению, данная позиция не основана на системном толковании норм законодательства о налогах и сборах.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в составе прочих расходов учитываются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса РФ.

Исходя из анализа данной нормы, следует, что для включения начисленных налогов и сборов в состав расходов необходимо:

во-первых, чтобы эти суммы были начисленны правомерно (в соответствии с законодательством);

во-вторых, никаких ограничений по суммам налогов в зависимости от использования или нет в производственной деятельности объектов, по которым уплачиваются данные налоги, не предусмотрено;

в-третьих, установлено лишь одно ограничение которое касается налогов, перечисленных в ст. 270 Налогового кодекса РФ.

При этом перечень налогов, которые ни при каких обстоятельствах не учитываются для целей налогообложения содержится в п.п. 4, 19 и 33 ст. 270 Налогового кодекса РФ. Никаких ограничений по суммам налогов в зависимости от использования или нет в производственной деятельности объектов, по которым уплачиваются данные налоги, также не установлено.

Применение системного способа толкования подп. 1 п. 1 ст. 264 подп. 4, 19, 33 и 49 ст. 270 Налогового кодекса РФ означает, что для учета в составе расходов сумм начисленных налогов и сборов ст. 270 Налогового кодекса РФ устанавливает два вида ограничений:

- ограничение по самим налогам (подп. 4, 19, 33 ст. 270 Налогового кодекса РФ);

Данное правило должно применяться в том смысле, что есть группа налогов, которые относятся на затраты, и группа налогов, которые не включаются в расходы. Если какой-либо налог учитывается в расходах, то он учитывается в полном объеме без исключений. Здесь, также необходимо отметить, что расчет налогов (налог на землю, налог на имущество) осуществляется исходя из всей налоговой базы. Пообъектного исчисления сумм налогов не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

- ограничения связанные с применением принципов формирования расходов для целей налогообложения, предусмотренных ст. 252 Налогового кодекса РФ (подп. 49 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ все расходы должны быть экономически обоснованны. Применение принципа экономической обоснованности, в данном случае, заключается в том, что указанные налоги должны быть начислены правильно (в соответствии с законом). Если сумма какого-либо налога будет неправомерно завышена, то данная сумма превышения не может считаться налогом, а потому будет экономически необоснованной. Данной позиции придерживается также и УМНС РФ по г. Москве, которое в другом письме от 09.01.2004 г. N 26-12/01180 разъяснило, что расходы организации в виде взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по подп. 45 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ только в том случае, когда они произведены в соответствии с законодательством РФ.

2. Расходы на сертификацию продукции и услуг.

Согласно Закону РФ "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993г. N 5151-1, действовавшим до 1 июля 2003 года, и согласно Федеральному закону РФ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", вступившем в силу с 1 июля 2003 года, сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Отметим, что сертификация может иметь обязательный (в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ) и добровольный характер. Ранее некоторые налоговые органы утверждали, что при налогообложении могут учитываться затраты только по обязательной сертификации продукции.

Однако, представляется, что данная позиция не обоснована, поскольку, во-первых, отнесение к расходам, учитываемых в целях налогообложения, затрат по сертификации не связано с обязательным или добровольным характером.

Во-вторых, добровольная сертификация продукции непосредственно связана с надзором за качеством продукции, рекламой ее потребительских качеств перед покупателями.

В-третьих, обязательный или добровольный характер сертификации, на наш взгляд, введен не для того, чтобы разграничить источники покрытия возникающих при этом затрат, а для того чтобы товары, при обычных условиях их использования, хранении и транспортировке были безопасны для жизни и здоровья потребителей, не причиняли вреда их имуществу, а также окружающей среде.

Необходимо, так же отметить, что сертификацию, затраты по которой учитываются в целях налогообложения, могут осуществлять не только государственные органы, но и иные организации, уполномоченные на это Госстандартом. С другой стороны, только сертификация у уполномоченного юридического лица может свидетельствовать о том, что имела место сертификация, предусмотренная законодательством, поэтому, в случае, если предприятия, осуществляют сертификацию своей продукции в неуполномоченных организациях, то затраты по ней относить на "налоговые" расходы неправомерно.

Необходимо подчеркнуть, что Законом предусмотрено, что по результатам проведения сертификации выдается специальный документ - сертификат соответствия. Данный документ выдается по правилам системы сертификации с целью подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Также отметим, что требование о сертификации продукции относятся также и к продукции импортного производства.

3. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги).

4. Суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.

Суммы портовых, аэродромных, лоцманских и иных аналогичных сборов производятся в соответствии с Кодексом Торгового мореплавания РФ, Кодексом Внутреннего водного транспорта РФ, Воздушным кодексом РФ, другими законодательными и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

5. Суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 169 Трудового кодекса РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:

- расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

- расходы по обустройству на новом месте жительства (подъемные расходы).

Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

6. Расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).

К затратам, связанным с обеспечением охраны имущества, относятся, в том числе, затраты на эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации, затраты на оплату консультаций и подготовку рекомендаций от других охранных предприятий, плата сторонним организациям за сторожевую охрану, плата за охрану перевозки грузов. Рассмотрим подробнее некоторые виды затрат.

а) Затраты на проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации.

Затраты на проектирование и монтаж средств охранно-пожарной сигнализации, а также установление тревожной кнопки, в расходы будут включаться через амортизацию. Затраты предприятия по данному виду работ следует учитывать как капитальные вложения, в связи с их долгосрочным характером. Затраты на эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации включаются в себестоимость непосредственно.

б) Плата сторонним организациям за охрану.

При отнесении расходов по этой статье необходимо руководствоваться Законом РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", согласно ст. 3 которого перечисляются виды услуг, которые могут оказывать охранные предприятия.

Организация, которая оказывает услуги в области охранной деятельности, обязана иметь соответствующую лицензию, выдаваемую в установленном порядке органами внутренних дел, и кроме того, вид оказываемых охранных услуг должен соответствовать тому, что записано в лицензии.

В отношении услуг вневедомственной охраны при органах внутренних дел на практике возникли следующие разногласия. По мнению Минфина РФ указанные услуги не могут учитываться для целей налогообложения согласно п. 17 ст. 270 Налогового кодекса РФ с момента принятия постановления Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 г. N 5953/03. Указанная позиция сообщена в письме Минфина РФ от 28.07.2005 г. N 03-03-04/1/105.

Однако, по нашему мнению, данный вывод не основан на действующем законодательстве, поскольку для целей налогообложения не учитывается только такое целевое финансирование, которое предусмотрено в подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.

Более того, следует отметить, что, начиная с 1 января 2005 года, согласно Федеральному закону от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ в подп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ внесены изменения которые устраняют в пользу налогоплательщиков указанное противоречие.

Например, в расходы включаются затраты банков на содержание пожарной и сторожевой охраны, включая оплату услуг по охране в соответствии с договорами, заключенными банком с вневедомственной охраной Министерства внутренних дел РФ, иными специализированными организациями, имеющими лицензии на занятие охранной деятельностью. То есть в расходы могут включаться затраты по оплате охранных услуг, если только охрану осуществляют МВД РФ или специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию.

Важным условием по отнесению затрат, связанных с обеспечением охраны, к расходам в целях налогообложения является то, что наличие и функционирование сторожевой охраны должно быть обусловлено технологическим процессом производства, а также предусмотрено специальными нормативными требованиями (положениями, указаниями, инструкциями и т.д.). В других же случаях, когда предприятия в добровольном порядке и по собственной инициативе начинают пользоваться услугами охранных фирм, некоторые виды затрат с этим связанные, учитывать в целях налогообложения не представляется возможным. Так не могут, по нашему мнению, включаться в "налоговые" расходы затраты по физической защите руководителей предприятий (наличие телохранителей и т.д.), а также затраты по охране перевозимых грузов, если условия перевозки этих грузов не требуют наличие охраны.

в) Плата сторонним организациям за пожарную охрану.

Закон РФ от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" является основным нормативным документом, определяющим общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, поэтому, при отнесении тех или иных затрат, связанных с пожарной безопасностью можно руководствоваться этим законом. Законом РФ "О пожарной безопасности", для осуществления деятельности в этой области необходимо наличие соответствующей лицензии выдаваемой Государственной противопожарной службой, и, поэтому включение в "налоговые" расходы платы сторонним организациям за пожарную охрану, при отсутствии лицензии, неправомерно.

7. Расходы по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

По данному основанию учитываются:

- расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренные законодательством РФ;

- расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством РФ;

- расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда;

- расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

Обеспечение нормальных условий труда является обязанностью работодателя по отношению к работникам в соответствии со ст. 163 Трудового кодекса РФ. Вместе с тем затраты на выполнение данной обязанности к расходам на оплату труда не относятся.

В соответствии со ст. 163 Трудового кодекса РФ к нормальным условиям труда относятся: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

К расходам по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, в частности, относятся: устройство и содержание ограждений; устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников, душевых, бань и прачечных; оборудование рабочих мест специальными устройствами, обеспечение специальной одеждой, защитными приспособлениями и в случаях, предусмотренных законодательством, специальным питанием; содержание установок по газированию воды, льдоустановок, кипятильников, баков, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок, комнат отдыха; создание других условий, предусмотренных специальными требованиями, а также приобретение справочников и плакатов по охране труда, организация докладов, лекций по технике безопасности.

Однако, представляется, что обоснованность вышеуказанных затрат зависит прежде всего от наличия специальных и нормативно установленных положений. Как правило, это содержится в ведомственных и межведомственных нормативных документах. Кроме того, именно спецификой той или иной отрасли определяются и сами мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.

Так, например, затраты предприятия на проведение обязательного медосмотра работников, требование о проведении которого определено в соответствующих нормативных актах, следует рассматривать как расходы, непосредственно связанные с участием работников в процессе производства и реализации продукции. Причем необходимо иметь в виду, что вопрос об обязательном медосмотре работников разных отраслей регламентируется приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.96 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (журнал "Здравоохранение", N 11, 1996). Данным приказом были утверждены:

- Временный Перечень вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников;

- Временный Перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников;

- Положение о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников. (Приказ Минздрава РФ от 05.06.2000 г. N 198 признает утратившим силу приказ Минздрава РФ от 14.08.97 г. N 244 "О порядке проведения предварительных... медосмотров работников")

Вместе с тем, при применении вышеуказанного приказа необходимо учитывать, что обязательный медосмотр предусмотрен для работников определенных профессий и только у соответствующих медицинских специалистов. Так, согласно п. 6.2 Временного Перечня вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников, при вредном производственном факторе в виде зрительно напряженные работы по наблюдению за экраном (например, компьютерным) соответствующие работники должны проходить обязательный медосмотр 1 раз в год у врача офтальмолога. Именно стоимость этого медосмотра может быть учтена при налогообложении.

Затраты на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе, в состав расходов, учитываемых при налогообложении, не включаются.

То есть, при отнесении затрат, связанных с мероприятиями по обеспечению нормальных условий труда, техники безопасности и т.д. необходимо четко определить не только производственный характер их осуществления (т.е. установить, связаны ли эти затраты с производственным процессом), но и руководствоваться нормативными положениями по этому вопросу.

Например, некоторые налоговые инспекции на местах отказывали предприятиям, осуществляющим автомобильные перевозки относить на расходы заработную плату медицинского персонала, который занимается освидетельствованием на предмет допуска к управлению транспортных средств водителей автотранспорта и т.д. Однако данная позиция представляется необоснованной, так как специальные требования по содержанию соответствующего медперсонала предусмотрены специальными требованиями - Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.93 г. N 1090). Согласно этому документу транспортные предприятия обязаны иметь специальные медицинские службы по допуску водительского состава к управлению транспортными средствами. Исходя из этого, затраты, связанные с оплатой труда, начислениями на заработную плату медперсоналу, непосредственно связаны с обеспечением техники безопасности и должны рассматриваться как расходы, учитываемые в целях налогообложения.

Список профессиональных заболеваний работников, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 г. N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".

Представляется возможным по этой статье расходов учитывать для целей налогообложения и затраты на приобретение основных медикаментов в здравпункты, находящиеся непосредственно на территории организации. Согласно подп. "м" ст. 9 Основ законодательства РФ об охране труда работодатель обязан обеспечить необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим. Следовательно, работодатель обязан обеспечить наличие на предприятии необходимых средств первой помощи пострадавшим. В частности, это касается аптечки, медикаментов, перевязочных средств. Таким образом, расходы по приобретению данных медикаментов могут быть отнесены на расходы при налогообложении прибыли.

8. Расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала.

К расходам, связанным с набором рабочей силы, относится, в частности, оплата выпускникам средних профессионально-технических учреждений и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное учреждение, проезда к месту работы и отпуска перед началом работы.

При этом необходимо учитывать позицию налогового ведомства РФ. Так, в п. 6 раздела 5.4 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 г. N БГ-3-02/729) Министерство по налогам и сборам РФ указало, что данные расходы не учитываются для целей налогообложения, если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала. Подобные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные и учитывать для целей налогообложения.

9. Расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (с учетом положений статьи 267 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что данные расходы учитываются при условии отражении в договоре условий по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию. При этом возможно отнесение указанных затрат по двум механизмам:

1. По фактическим затратам;

2. С созданием резерва.

Кроме того, порядок, предусмотренный этим подпунктом ст. 264 Налогового кодекса РФ, не применяется в организациях, для которых доходы от оказания услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию являются доходом от оказания услуг, соответственно расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию признаются расходами, связанными с производством и реализацией. В этом случае, эти расходы учитываются в общем порядке, с учетом применения ст. 253, ст. 318 и ст. 319 Налогового кодекса РФ.

10. Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.

При формировании расходов по данному основанию следует учитывать ряд моментов.

1) Согласно ст. 607 Гражданского кодекса РФ объектами аренды могут быть:

- земельные участки;

- обособленные природные объекты;

- предприятия и другие имущественные комплексы;

- здания, сооружения;

- оборудование;

- транспортные средства;

- другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

2) При заключении договора аренды необходимо учитывать, что согласно общим положениям по содержанию арендованного имущества, установленным в ст. 616 Гражданского кодекса РФ, арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (если иное не установлено законом или договором аренды). В свою очередь арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды). Поэтому в случае, если в договоре аренды не определены условия о том, кто обязан производить тот или иной вид ремонта, необходимо руководствоваться вышеуказанной нормой ст. 616 Гражданского кодекса РФ.

От того, на какой стороне лежат обязанности по проведению ремонта соответствующего вида, непосредственно зависит и порядок отнесения расходов по ремонту арендованного имущества. Если, например, в договоре аренды предусмотрено, что капитальный ремонт входит в обязанности арендодателя, а на самом деле этот ремонт производится арендатором, то в данном случае эти затраты в целях налогообложения не должны учитываться.

Следует согласиться также и с мнением МНС РФ, изложенным в п. 8 раздела 5.4. Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций":

"Арендатор также учитывает в составе прочих расходов расходы, связанные с оплатой коммунальных платежей и (или) услуг связи, относящихся к помещениям (зданиям), полученным в аренду, а также к средствам связи, используемым арендатором при своей деятельности".

3) Следует учитывать, что согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ: "Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду".

Это означает, что для включения в прочие расходы затрат по аренде основных фондов арендодатель должен быть собственником сдаваемого в аренду имущества или уполномоченным им лицом. Поэтому предприятия-несобственники не могут сдавать в аренду имущество, которое им не принадлежит или вообще не может сдавать в аренду, так как вообще не является имуществом (арендованное имущество, телефонные номера и т.д.).

4) В соответствии с ч. 2 ст. 609 Гражданского кодекса РФ государственной регистрации подлежит договор аренды недвижимого имущества, за исключением случаев, когда иное предусмотрено законом. Для регистрации таких видов недвижимости как здание и сооружение ч. 2 ст. 651 ГК предусмотрено, что государственной регистрации подлежат только те договоры аренды зданий и сооружений, срок которых превышает один год. Данное положение носит обязательный характер.

К сожалению, Гражданский кодекс РФ не провел четких различий между понятиями "здание" ("сооружение") и "помещение" как часть здания или сооружения. Вследствие этого возникает вопрос: применять ли правило ч. 2 ст. 651 к договору аренды помещения?

С одной стороны, здания и сооружения - это самостоятельные имущественные объекты и их нельзя отождествлять с частями зданий (сооружений), поэтому к договорам об аренде помещений можно применять общие положения об аренде, а не специальные, предусмотренные § 4 главы 34 Гражданского кодекса РФ (в частности, ч. 2 ст. 651). Однако, по нашему мнению, данная позиция не совсем обоснована. Мы считаем, что правила об аренде здания и сооружения применяются и при аренде помещения. Это вызвано следующим. Представляется, что правовой режим, распространяющийся на отношения по поводу аренды сооружения в целом и режим, распространяющийся на отношения по поводу аренды части сооружения (т.е. помещения) не должен быть различным, тем более, если об этом нет специального указания в законодательстве.

Позиция Высшего Арбитражного Суда по данному вопросу изложена в Информационном письме от 1 июня 2000 г. N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений". Позиция высшего судебного органа такова:

"1. Статья 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" относит жилые и нежилые помещения к недвижимому имуществу, право на которое, а также сделки с которым подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 2 пункта 6 статьи 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" помещение (жилое и нежилое) представляет собой "объект, входящий в состав зданий и сооружений".

2. Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.

5) В случае, если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной в соответствии со ст. 259 Налогового кодекса РФ по этому имуществу амортизации.

Состав и структура лизинговых платежей установлены в Федеральном законе от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", согласно которому под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей устанавливаются в договоре по соглашению сторон с учетом Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

11. Расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

Прежде всего, отметим, что такого понятия как служебный транспорт действующее законодательство не содержит. Как правило, этот термин обозначает транспорт, используемый для осуществления управленческих функций. В основном к служебному транспорту относятся легковые автомобили, автобусы и микроавтобусы, осуществляющие функции перевозки пассажиров, а также железнодорожные, воздушные и иные виды транспорта, принадлежащего предприятию и используемого для служебных целей.

Отметим, что по данной статье к затратам можно относить оплату стоянки служебного автомобиля. Однако, для правильного оформления данных затрат рекомендуется взаимоотношения с предприятием, содержащим автостоянку, оформить в виде письменного договора на оказание услуг с формулировкой "за услуги по содержанию автомобиля N... на автостоянке предприятия "...". Кроме того, предприятие должно подтвердить необходимость содержания автотранспорта, в том числе арендованного, на платной стоянке (например, у предприятия нет собственного гаража или стоянки).

Возмещение указанных расходов работнику является обязанностью работодателя. Согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

В целях налогообложения прибыли компенсация учитывается в составе расходов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Данные нормы были установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 92 "Об установлении норм расходов организации на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".

В соответствии с указанным постановлением установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией:

- по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 рублей в месяц;

- по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см - 1500 рублей в месяц;

- мотоциклы - 600 рублей в месяц.

12. Расходы на командировки.

Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, является обязанностью организации согласно ст. 168 Трудового кодекса РФ.

В частности по этой статье расходов учитываются следующие виды затрат:

проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Обращаем Ваше внимание, что норматив по отнесению на расходы командировочных расходов с 01.01.2002 г. установлен лишь в отношении суточных. Иные статьи расходов не нормируются.

Как показывает практика, по данной статье затрат у большинства предприятий имеются нарушения. Связано это с тем, что занимая в структуре затрат сравнительно небольшой объем, эти затраты требуют к себе очень тщательного и пристального внимания (большой объем отчетных документов, ручная обработка, несвоевременная сдача отчетов по командировкам и т.д.). Поэтому, при отнесении указанных расходов на затраты в целях налогообложения необходимо учитывать ряд существенных моментов.

1) Учитывать в целях налогообложения предприятия могут только те расходы и только в таких размерах, которые предусмотрены действующим законодательством. Порядок возмещения командировочных предусмотрен в настоящее время:

Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР";

Письмом Минфина РФ от 12.05.92 г. N 30 "О порядке возмещения командированным работникам затрат за пользование постельными принадлежностями в поездах".

Нормы расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 93. Согласно данному документу за каждый день нахождения в командировке на территории РФ предусмотрены суточные в размере 100 рублей.

В отличие от прежнего периода с 1 января 2002 года затраты по найму жилого помещения учитываются для целей налогообложения по фактическим затратам при наличии подтверждающих документов.

Однако руководитель предприятия может принимать решение производить дополнительные выплаты, связанные с командировками, сверх установленных норм (на питание, по найму автомобилей, на телефонные переговоры, на такси и т.д.), с их отнесением за счет собственных средств предприятия.

2) Как расходы, учитываемые в целях налогообложения, можно отнести только затраты на командировки, которые связаны с производством продукции (работ, услуг). Вместе с тем затраты на командировки, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), следует отражать на счетах бухгалтерского учета согласно их принадлежности и соответствующим образом учитывать для целей налогообложения.

В частности, к ним могут быть отнесены:

- затраты на командировки, связанные с привлечением инвестиций для финансирования капитальных вложений, ведут к увеличению общей величины затрат по капитальным вложениям и отражаются на счете 08 "Капитальные вложения" (кроме прочего, при организации налогового учета по таким расходам необходимо учитывать требование ст. 257 НК РФ о том, что по объектам основных средств собственного производства первоначальная стоимость определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 НК РФ, увеличенная на сумму акцизов);

- затраты на командировки, связанные с передачей объектов социальной сферы, ведут к увеличению внепроизводственных расходов по содержанию объектов социальной сферы и отражаются на счете "Обслуживающие производства и хозяйства" (согласно ст. 275.1. НК РФ по указанным видам деятельности в налоговом учете необходимо организовать раздельный учет) и т.д.

Для решения вопроса об отнесении затрат по командировкам, направленным на перспективное развитие организации, необходимо знать конкретное содержание выполняемого задания и лишь после этого можно будет дать соответствующее заключение.

Иногда бывает, что командировка не связана прямо с производственной деятельностью предприятия. Например, командировка сотрудника предприятия на международную коммерческую выставку по профилю производственной деятельности предприятия. Участие в выставке подразумевает собой не простое посещение выставки, а именно участие, т.е. оформления стенда предприятие, показ продукции предприятия или какое-то иное участие.

Если же работник предприятия командировался только для посещения выставки, то для того, чтобы отнести на расходы соответствующие затраты, связанные с поездкой и проживанием, необходимо обосновать производственный характер командировки, доказать, что она связана с производством и реализацией продукции. Такими доказательствами могут быть отчет о командировке (изложение целей и задач командировки и отчет об их выполнении) с приложением протоколов о намерениях и предварительных договоров, образцов рекламной продукции, прейскурантов, проспектов и буклетов, другие документы, косвенно или прямо подтверждающие выполнение цели командировки. Если такие документы будут оформлены, и их содержание будет говорить о производственном характере командировки, то отнесение данных расходов в целях налогообложения будет обосновано.

3) Важным условием правильного формирования расходов по командировкам является определение характера затрат и разграничение их на текущие и имеющие капитальный (инвестиционный) характер. Данный принцип очень часто нарушается, что приводит к занижению налогооблагаемой базы. Например, командировочные расходы работника по поводу приобретения оборудования никак не связаны с текущими затратами производства, и поэтому их следует отнести на увеличение стоимости основного средства, а не включать в состав расходов. Тем не менее, на большинстве предприятий подобные командировки включаются в расходы для целей налогообложения, поскольку бухгалтеры руководствуются тем, что данная командировка носит производственный характер. В данном случае производственный характер затрат не оспаривается, данные затраты просто нельзя рассматривать как текущие затраты, связанные с производством продукции. Затраты должны быть отнесены на увеличение стоимости основного средства (оборудования) и будут учтены в расходах через амортизацию.

4) Иногда возникает необходимость отправить в командировку граждан, работающих на предприятии по разным гражданско-правовым договорам (договор подряда, поручения, комиссии, перевозки и т.д., а также авторский договор). Однако такими договорами предусматривается не выполнение трудовых функций, а получение конечного результата. При этом физическое лицо в трудовых отношениях с юридическим лицом не состоит и в административном подчинении у руководителя не находится. В связи с этим сам факт поездки командировкой не признается в силу отношений, определяемых договором гражданско-правового характера.

В тоже время согласно ч. 2 ст. 709 ГК РФ цена договора подряда включает вознаграждение и компенсацию издержек подрядчика. Поэтому, если в договоре подряда и др. стороны (гражданин и предприятие) укажут, что затраты по проезду и проживанию, связанные с исполнение договора, дополнительно возмещаются предприятием, то указанная сумма будет включаться в доход физического лица. При этом указанные дополнительные затраты предприятие отнесет на расходы или соответствующий источник финансирования по той статье, по которой относится основная сумма договора.

Кроме того, согласно ч. 3 ст. 709 ГК РФ цена договора может быть рассчитана на основании сметы, и смета приобретет силу и станет неотъемлемой частью договора с момента утверждения сметы заказчиком. В связи с этим, когда цену договора Вы будете определять путем составления сметы, не забывайте включать в смету и расходы по командировкам.

12.1. Расходы на доставку от места жительства (сбора) до места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые осуществляют свою деятельность вахтовым способом или в полевых (экспедиционных) условиях.

В соответствии с подп. 17 ст. 255 Налогового кодекса РФ к расходам на оплату труда относятся начисления работникам при выполнении работ вахтовым методом за дни нахождения в пути к месту работы и обратно. А вот затраты на доставку работников в этом случае учитываются уже в составе прочих расходов. При этом данные расходы по доставке должны быть предусмотрены коллективными договорами.

13. Расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации.

По данному основанию учитываются:

- расходы на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, утвержденных Правительством РФ;

- расходы налогоплательщиков - сельскохозяйственных организаций на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах.

Следует отметить, что в составе расходов на оплату труда учитываются другие случаи питания. Согласно подп. 4 ст. 255 Налогового кодекса РФ учитывается стоимость бесплатно предоставляемых работникам питания и продуктов, предусмотренных законодательством (молока и лечебно-профилактического питания). В соответствии с подп. 25 ст. 255 и ст. 270 Налогового кодекса РФ учитывается компенсация на питание (предоставление питания по льготным ценам или бесплатно), если она предусмотрена коллективным или трудовым договором.

14. Расходы на юридические и информационные услуги.

Согласно разъяснениям, указанным в Методических рекомендациях по применению главы 25 Налогового кодекса РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 г. N БГ-3-02/729), понятие "юридические услуги" носит обобщающий характер. Оно охватывает значительный объем юридических услуг, оказываемых на коммерческой основе, т.е. за плату. Сюда относятся, в частности, правовое консультирование по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой организационно-правовой формы; представительство в судебных и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам; и т.д.

15. Расходы на консультационные и иные аналогичные услуги.

Одним из условий отнесения в состав прочих расходов юридических, консультационных и информационных услуг является наличие договора, в котором было бы отражено содержание оказанных услуг и их связь с управлением производством и производственной деятельностью предприятия. Можно порекомендовать фиксировать характер оказанных консультационных и информационных услуг в акте сдаче-приемке услуг. Необходимость этого обусловлено тем, что согласно ст. 783 Гражданского кодекса к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде. В частности, ст. 720 Гражданского кодекса устанавливает обязанность заказчика в порядке и сроки, определенные договором, принять оказанные услуги. При этом получение услуг фиксируется в акте приемки-передачи услуг.

При проведении налоговых проверок налоговые органы часто требуют от предприятий дополнительно к акту приемки-передачи услуг еще и письменный отчет консультационной фирмы, в котором должен быть освещен результат оказанных услуг. Однако анализ ст. 779 Гражданского кодекса позволяет определить, что услуга потребляется заказчиком в процессе ее оказания и, следовательно, нет обязательного предписания для составления отчетов по использованию полученной консультации. Такая позиция подтверждена законодателем в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ, согласно которому услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

16. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление.

Расходы принимаются для целей налогообложения в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Согласно пояснениям, указанным в Методических рекомендациях по применению главы 25 Налогового кодекса РФ (утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2002 г. N БГ-3-02/729), в соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 N 4462-1 за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации. За выполнение указанных действий, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса. Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.

Прочие услуги нотариуса, не регулируемые государственными пошлинами или тарифами за нотариальную форму документа, могут быть отнесены к расходам по иным основаниям, например, как юридические, консультационные или информационные услуги при условии соблюдения общих требований по признанию расходов для целей налогообложения.

17. Расходы на аудиторские услуги.

При отнесении к расходам затрат по оплате аудиторских услуг необходимо иметь в виду, что в соответствии с ст. 17 Закона РФ от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" данная деятельность лицензируется. Следовательно, для правомерного отнесения затрат по аудиторской проверки к расходам, учитываемых в целях налогообложения, наличие лицензии обязательно.

Согласно Закону "...целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации". В тоже время аудитор может оказывать и так называемые сопутствующие услуги: услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства оказывать другие услуги по профилю своей деятельности. Обращаем Ваше внимание, что подобные услуги не являются аудиторскими и не требуют наличия лицензии. Соответственно, указанные услуги целесообразно выделять в договоре обособленно, либо оформлять отдельным договором. Данное обстоятельство может послужить дополнительным аргументом в возможных спорах с контролирующими органами по вопросу экономической оправданности расходов по оплате услуг аудиторской фирмы (особенно в отношении размера этой оплаты).

Отметим, что аудит может проводиться как на добровольной основе, так и на обязательной. При этом ст. 7 Закона РФ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

"1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышают на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом".

Отнесение затрат по аудиторским услугам в состав прочих расходов возможно при проведении как при проведении и обязательного аудита, и добровольного. Обусловлено тем, что затраты по оказанию аудиторских услуг по своему экономическому содержанию являются необходимым элементом производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, в тексте данного пункта нет каких-либо ограничений и исключений.

18. Расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.

Следует отметить, что в бухгалтерском и финансово-управленческом учете данные расходы подпадают под понятие "общехозяйственные расходы" и включают в себя целый спектр элементов затрат: затраты на содержание работников аппарата управления (заработная плата, социальные начисления, страхование и т.п.), материально-техническое обеспечение и обслуживание их деятельности (амортизация основных средств аппарата управления, обеспечение необходимым имуществом, расходными материалами, транспортное. Телекоммуникационное и иное обслуживание, т.п.), прочие расходы (командировочные, представительские расходы, приобретение консультационных и иных аналогичных услуг, т.п.). Однако в налоговом учете согласно главе 25 Налогового кодекса РФ большая часть указанных выше расходов выделена в самостоятельные элементы расходов, не зависящие от потребителя этих расходов в рамках одной организации (аппарат управления, основные цеха, вспомогательные цеха, филиалы, представительства и т.п. производственные подразделения организации). Таким образом, в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подп. 18 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ должны попадать расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями в части, не отнесенной на расходы в случаях, изложенных в иных статьях Налогового кодекса РФ или в иных пунктах статьи 264 Налогового кодекса РФ.

19. Расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

20. Расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие).

Так в соответствии со статьей 16 Закона N 129-ФЗ акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

Согласно п. 3.1 Порядка публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами (приложение к приказу Минфина РФ от 28.11.96 г. N 101) расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности (включая расходы на подготовку, издание и рассылку по почте специальной брошюры (буклета) с бухгалтерской отчетностью общества), включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством.

21. Расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность представлять эту информацию.

Статистическая отчетность представляется организациями в соответствии с "Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государствееных статистических наблюдений (утв. Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 154)".

22. Представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии.

К представительским расходам относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Говоря о представительских расходах и затратах на прием и обслуживание делегаций, необходимо отметить, что производить такие расходы следует только целевым образом. При этом расходы должны подтверждаться первичными документами. Целесообразно порядок отнесения представительских затрат на расходы отразить в приказе об учетной политике предприятия, либо в ином отдельном приказе и при фактически возникающих расходах этим приказом строго руководствоваться.

Смета представительских расходов может содержать самые различные статьи расходов, однако, порядок списания фактически произведенных расходов в пределах установленной сметы различный. В целях налогообложения могут относиться расходы только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны: дата; место; программа проведения мероприятия; состав приглашенной делегации; участники со стороны предприятия; величина расходов.

Выданные сотруднику организации под отчет суммы на представительские цели отражаются либо на общем субсчете "Хозяйственные операции", либо на отдельном субсчете "Представительские расходы". Подотчетные лица обязаны сдавать в установленные руководителем сроки авансовые отчеты с приложением документов, подтверждающих указанные расходы.

Отметим, что в составе представительских расходов учитываются расходы по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) и руководящего органа налогоплательщика. Данное обстоятельство также следует учитывать при формировании сметы представительских расходов.

Если же предприятие оплатило авиабилеты указанным лицам, прибывшим на заседание Совета директоров (правления) предприятия, то исходя из перечня расходов включаемых в понятие представительские расходы, к представительским расходам относятся расходы, связанные с транспортным обслуживанием заседания совета (правления). Что же касается оплаты расходов, связанных с прибытием (убытием) участников заседаний, их проживанием в гостиницах, то эти расходы к представительским не относятся и включению в расходы не подлежат.

Аналогично не могут быть отнесены на расходы затраты по оплате проживания в гостинице представителей других организаций, прибывших для переговоров, поскольку данный вида расходов не предусмотрен.

К представительским расходам не относятся расходы на органи

Интересное