Главная > Отчетность коммерческих организаций

Инвентаризация

 

Инвентаризация имущества - это сверка того, что есть у бухгалтера на бумаге, с тем, что находится в офисе, на складе, в обособленном подразделении фирмы.

Инвентаризация финансовых обязательств - это сверка задолженностей, которые отражены в бухгалтерском учете, с данными договоров, актов сдачи-приемки, налоговыми декларациями и т.д.

Прежде всего оформите приказ руководителя о проведении инвентаризации. Затем зарегистрируйте его в журнале. Для этих документов предусмотрены специальные формы - N ИНВ-22 и ИНВ-23. Создайте инвентаризационную комиссию.

Членами комиссии могут быть работники администрации, бухгалтерской службы и другие специалисты, которые способны оценить состояние имущества и обязательств фирмы. В приказе укажите, какие именно имущество и обязательства будет инвентаризировать комиссия. Образец такого приказа на следующей странице.

 

Унифицированная форма N ИНВ-22

Утверждена постановлением Госкомстата РФ

от 18 августа 1998 г. N 88

 
                                                               ---------¬
                                                               ¦  Код   ¦
                                                               +--------+
                                                  Форма по ОКУД¦0317018 ¦
                                                               +--------+
                          ЗАО "Актив"                   по ОКПО¦40062011¦
-------------------------------------------------------        +--------+
                          организация                          ¦        ¦
                           склад N 3                           ¦        ¦
-------------------------------------------------------------- L---------
                     структурное подразделение
                              ----------------T----------------¬
                              ¦Номер документа¦Дата составления¦
                              +---------------+----------------+
                              ¦       1       ¦   03.12.2005   ¦
                              L---------------+-----------------
                                 Приказ                                  
        (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации        
 
     Для проведения инвентаризации            основных средств
                                   --------------------------------------
 
-------------------------------------------------------------------------
назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:
 
Председатель комиссии     директор                 А.И. Васильев
                      ------------------- -------------------------------
                          должность           фамилия, имя, отчество
 
Члены комиссии:      технический директор          А.И. Новичков
                     -------------------- -------------------------------
                          должность           фамилия, имя, отчество
                        начальник цеха              С.С. Петров
                     -------------------- -------------------------------
                          должность           фамилия, имя, отчество
 
                     -------------------- -------------------------------
                          должность           фамилия, имя, отчество
 
Инвентаризации подлежит                основные средства
                        -------------------------------------------------
                               наименование имущества, обязательства
                        находящиеся на складе N 3
-------------------------------------------------------------------------
К инвентаризации приступить " 4 "   декабря       2005 г.
                                 ----------------
и окончить " 4 "    декабря       2005 г.
                 ----------------
     Причина инвентаризации         плановая инвентаризация
                            ---------------------------------------------
                               контрольная проверка, смена материально
-------------------------------------------------------------------------
                  ответственных лиц, переоценка и т.д.
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
-------------------------------------------------------------------------
не позднее " 5 "    декабря       2005 г.
                 ----------------
 
     Руководитель    директор     Васильев          А.И. Васильев
                   -----------  ------------ -------------------------
                     должность    подпись        расшифровка подписи
 

Перед началом инвентаризации бухгалтер должен представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества фирмы. В регистрах учета должны быть следующие данные:

- дата и наименование той или иной хозяйственной операции;

- ее сумма;

- остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.

Руководитель инвентаризационной комиссии обязан завизировать приходные и расходные документы и сделать в них запись "до инвентаризации на (дата)".

На основании этих документов комиссия определяет стоимость имущества и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа "По данным бухгалтерского учета").

Инвентаризационная опись (акт) - это документ, в котором отражают результаты инвентаризации. Для каждого вида имущества оформляют свою форму. Например, при инвентаризации наличных денег заполняют акт по форме N ИНВ-15, товаров или материалов - опись по форме N ИНВ-3 и т.д.

Инвентаризацию имущества проводят с участием материально ответственных лиц (кладовщиков, кассиров и т.д.). С этих работников берут расписки в том, что поступившие ценности оприходованы, отпущенные - списаны и все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.

Опись подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества. Если в документе не будет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации могут признать недействительными. Опись хранят в архиве фирмы не меньше пяти лет.

 

Интересное