Главная > Отчетность коммерческих организаций

Как выгоднее учестькупленное основное средство

 

Единый комплекс из нескольких предметов, которые смонтированы на едином фундаменте или имеют общее управление, учитывают как отдельный объект основных средств. Поясним сказанное на примере.

 

Пример

В декабре 2005 года ЗАО "Актив" приобрело персональный компьютер. В счете была обозначена стоимость составных частей компьютера:

- системный блок - 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.);

- монитор - 4130 руб. (в том числе НДС - 630 руб.);

- клавиатура - 295 руб. (в том числе НДС - 45 руб.);

- мышь - 177 руб. (в том числе НДС - 27 руб.).

Итого стоимость компьютера - 16 402 руб. (в том числе НДС - 2502 руб.).

Все части компьютера могут функционировать только в составе единого комплекса. Поэтому бухгалтер "Актива" учел их как один инвентарный объект.

Эту операцию он отразил записями:

Дебет 08-4 Кредит 60

- 13 900 руб. (16 402 - 2502) - учтен компьютер на балансе фирмы (по стоимости составных частей без НДС);

Дебет 19-1 Кредит 60

- 2502 руб. - учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца;

Дебет 60 Кредит 51

- 16 402 руб. - оплачен счет продавца.

Доставку компьютера (295 руб., в том числе НДС - 45 руб.) "Актив" дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо:

Дебет 71 Кредит 50

- 295 руб. - выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;

Дебет 08-4 Кредит 71

- 250 руб. (295 - 45) - плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица);

Дебет 19-1 Кредит 71

- 45 руб. - учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной фирмы).

Когда компьютер ввели в эксплуатацию, бухгалтер "Актива" сделал проводки:

Дебет 01 Кредит 08-4

- 14 150 руб. (13 900 + 250) - компьютер зачислен в состав основных средств;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1

- 2547 руб. (2502 + 45) - принят к вычету НДС.

В балансе "Актива" за 2005 год по строке 120 указана первоначальная стоимость компьютера в сумме 14 150 руб.

Учитывать разные части основного средства как единый инвентарный объект зачастую неудобно и невыгодно фирме. Дело в том, что у нее нет возможности списать стоимость имущества в расходы единовременно. Так, различные части компьютера могут обойтись не дороже 10 000 рублей. Однако если стоимость всего компьютера превысит эту сумму, то его надо отразить в составе амортизируемого имущества.

Из этой ситуации есть выход. Согласно ПБУ "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), если у одного объекта есть "несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект" (п. 6).

Поэтому, чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить по ним разные сроки полезного использования. Причем эти сроки могут различаться незначительно (например, всего в один месяц).

Срок полезного использования того или иного основного средства фирма устанавливает самостоятельно. Примерные сроки определены в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

 

Пример

В декабре 2005 года ЗАО "Актив" приобрело компьютер стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.) и принтер стоимостью 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Срок полезного использования компьютера был установлен в 48 месяцев, а принтера - в 36 месяцев.

При оприходовании техники бухгалтер "Актива" сделал записи:

Дебет 08-4 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходован компьютер;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 1800 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 08-4 Кредит 60

- 5000 руб. (5900 - 900) - оприходован принтер;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 900 руб. - учтен НДС по принтеру;

Дебет 60 Кредит 51

- 17 700 руб. (11 800 + 5900) - перечислены деньги за компьютер и принтер;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 10 000 руб. - компьютер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;

Дебет 01 Кредит 08-4

- 5000 руб. - принтер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1

- 2700 руб. (1800 + 900) - НДС по компьютеру и принтеру принят к налоговому вычету.

Так как цена каждого объекта основных средств не превышает 10 000 руб., фирма включила их в состав расходов.

Бухгалтер отразил это проводкой:

Дебет 26 Кредит 01

- 10 000 руб. - списана стоимость компьютера;

Дебет 20 Кредит 01

- 5000 руб. - списана стоимость принтера.

Амортизацию по этому имуществу бухгалтер "Актива" не начислял и его стоимость в Бухгалтерском балансе не показывал.

Как видно из примера, такой вариант более выгоден фирме:

- стоимость основных средств включена в расходы единовременно;

- бухгалтеру не надо начислять по ним амортизацию;

- фирма сэкономит налог на имущество.

 

Интересное