Различие цен по сделкам

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 

Как сказано в подпункте 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ, налоговики могут контролировать цены: "...при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени".

Если налоговая обнаружит такое отклонение, то она может проверить, соответствует ли цена сделки рыночной. Если же в результате такой проверки будет выявлено, что цена, установленная договором, отклоняется от рыночной более чем на 20 процентов, налоговикам дано право пересчитать выручку (а следовательно, и налог на прибыль) исходя из рыночной цены.

Так налоговый контроль выглядит на бумаге. Однако мы не зря привели выше дословную формулировку подпункта 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса РФ. Дело в том, что даже сами налоговики точно не знают, как ее использовать: от какого "уровня цен" следует отсчитывать 20 процентов? Что такое "идентичные (однородные) товары"? Какой период времени можно считать "непродолжительным"? Расскажем о том, как эти вопросы решаются на практике.

С "уровнем цен" есть хоть какая-то ясность. Большинство специалистов (как налоговики, так и независимые эксперты) сходятся во мнении, что за точку отсчета нужно брать средневзвешенную цену, по которой предприятие продает или покупает тот или иной товар.

 

Пример

ЗАО "Актив" производит стулья одной модели. В течение определенного времени фирма продала:

- 200 стульев по цене 550 руб. за штуку;

- 100 стульев по цене 500 руб. за штуку;

- 200 стульев по цене 450 руб. за штуку.

В таком случае "уровень цен" за этот период составит:

(200 шт. х 550 руб. + 100 шт. х 500 руб. + 200 шт. х 450 руб.) : (200 шт. + 100 шт. + 200 шт.) = 500 руб.

Ни одна из использованных фирмой цен не отклоняется от этого значения более чем на 20 процентов. Поэтому проверять, соответствуют ли эти цены рыночным, налоговики не имеют права.

С "идентичными (однородными) товарами" все сложнее. Такими считаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (п. 6 ст. 40 НК РФ). При этом нужно учитывать их физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя. Последняя оговорка не раз ставила крест на попытках налоговиков доказать в суде, что товары, которые продает или покупает фирма, "идентичные" или "однородные". Показателен такой случай.

 

Пример

В ходе выездной проверки одной фирмы (г. Минусинск) налоговая инспекция обнаружила значительные колебания цен при продаже вакуумных выключателей ВВЭМ и ВВТЭМ.

Налоговики сочли эти товары однородными. В доказательство своей правоты они привели счета-фактуры, накладные, спецификации, в которых фирма не указывала конкретный тип выключателя. Из чего налоговики заключили, что никакой разницы между этими двумя выключателями нет.

Однако в арбитражном суде их выводы сочли поспешными. Судьи решили, что однородность товаров можно доказать, только проведя специальную экспертизу (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2001 г. по делу N А33-6877/00-С3/ФО2-324/01-С1).

Нет единства и в вопросе, сколько длится "непродолжительный период времени". Одни предлагают считать таковым длительность производственного цикла, другие - квартал, третьи проводят аналогию с таможенным законодательством, в котором применяется 90-дневный срок.

Кто тут прав, сказать невозможно. В случае спора последнее слово останется за судом, который будет рассматривать дело с учетом специфики конкретного товара. Ведь, например, цены на продукты питания и автомобили меняются с разной скоростью. Поэтому и "непродолжительные периоды времени" по ним должны быть разными.

И наконец, еще один важный момент. Если цены на ваши товары (работы, услуги) в течение "непродолжительного периода времени" по всем сделкам будут оставаться стабильными (пусть даже при этом они будут намного ниже рыночных), налоговики ничего сделать не смогут.

Это также доказывает сложившаяся арбитражная практика.

 

Пример

ОАО "Детский мир" (г. Москва) сдавало часть своих помещений в аренду. В течение длительного периода времени (10 месяцев) ставки арендной платы были стабильны, однако они были значительно ниже средних ставок арендной платы торговых площадей в Центральном административном округе Москвы (где как раз и находится фирма).

Во время выездной проверки это обнаружили сотрудники налоговой инспекции. Проверяющие расценили это как отклонение от рыночных цен (хотя при этом они не стали проверять уровень ставок арендной платы, применяемых самой фирмой). Как следствие, было принято решение доначислить налог, а также взыскать с фирмы пени.

Фирма с решением инспекции не согласилась и обратилась в арбитражный суд. Изучив материалы дела, суд встал на сторону фирмы. В своем решении судьи, в частности, указали, что "налоговой инспекцией не проводился анализ уровня ставок арендной платы, применяемых самим налогоплательщиком по идентичным (однородным) услугам в пределах непродолжительного периода времени, не проверялось и не установлено их отклонение более чем на 20 процентов". Решение суда отражено в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 января 2002 г. по делу N КА-А40/8050-01.

Однако, если проверяющие решили доначислить вам налог, не спешите с этим соглашаться. Решение инспекции можно обжаловать в суде. И тогда налоговики должны будут доказать, что цены, исходя из которых они рассчитали налог, действительно являются рыночными. А это как раз очень непросто. Как показывает арбитражная практика, большинство дел по 40-й статье разваливается именно из-за того, что суд не признает цены, из которых исходили инспекторы, рыночными.

Подробнее об этом читайте в бераторе "Налоговый учет и отчетность".