Главная > Отчетность коммерческих организаций

Реконструкция, модернизация, достройка, дооборудование

 

Расходы на реконструкцию, модернизацию, достройку или дооборудование основных средств увеличивают их первоначальную стоимость. При этом сумма амортизации по таким объектам, начисленная до их реконструкции (модернизации, достройки, дооборудования), не меняется.

Реконструкция и модернизация - это полное или частичное переустройство и переоборудование зданий, сооружений и других объектов основных средств. Реконструкция приводит к изменению их основных технических или экономических показателей (например, увеличению оперативной памяти компьютера).

Достройка - это возведение новых частей зданий, сооружений и других строительных объектов. Вновь возведенные части должны составлять единое целое с объектом основных средств, то есть их отделение друг от друга без ущерба невозможно.

Дооборудование означает дополнение основного средства новыми (дополнительными, а не взамен уже существующих) частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять с ним единое целое, придадут новые функции или изменят показатели работы (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.). Примером дооборудования может служить установка в компьютер встроенного модема для связи через телефонную сеть.

Эти расходы отражают на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" субсчет "Увеличение стоимости основных средств" проводкой:

Дебет 08 субсчет "Увеличение стоимости основных средств" Кредит 10 (23, 29, 60, 69, 70, 71...)

- отражены расходы на реконструкцию (модернизацию, достройку или дооборудование) основных средств;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет "Увеличение стоимости основных средств"

- увеличена первоначальная стоимость основного средства после полного окончания работ.

 

Пример

В декабре 2005 года ЗАО "Актив" решило улучшить технические характеристики старого компьютера. Его первоначальная стоимость - 18 000 руб. (без НДС).

Был заменен процессор на более мощный и установлен CD-дисковод. Стоимость всех работ (с учетом стоимости новых деталей) составила 7080 руб. (в том числе НДС - 1080 руб.).

Бухгалтер "Актива" сделал проводки:

Дебет 60 Кредит 51

- 7080 руб. - оплачена стоимость работ;

Дебет 08 субсчет "Увеличение стоимости основных средств" Кредит 60

- 6000 руб. (7080 - 1080) - учтены расходы на модернизацию;

Дебет 19-1 Кредит 60

- 1080 руб. - учтен НДС по модернизации;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет "Увеличение стоимости основных средств"

- 6000 руб. - на расходы по модернизации увеличена первоначальная стоимость компьютера;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19-1

- 1080 руб. - принят к вычету НДС.

В балансе "Пассива" за 2005 год по строке 120 указана первоначальная стоимость компьютера (после модернизации) в сумме 24 000 руб. (18 000 + 6000) за вычетом начисленной амортизации.

Обратите внимание: такие расходы нельзя включать в стоимость основных средств, если они некапитального характера. Расходы считаются некапитальными, если одновременно выполняются следующие условия:

- в результате выполненной доработки показатели работы основного средства не улучшаются или улучшаются незначительно;

- расходы не связаны со строительными или монтажными работами;

- дополнительные узлы, агрегаты и детали прослужат не более года.

В этой ситуации затраты по реконструкции, модернизации, достройке или дооборудованию основных средств учитывают в составе расходов фирмы.

 

Интересное