Покупка

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 

При покупке материалов их отражают в бухгалтерском и налоговом учете по фактической себестоимости. Это правило также распространяется на сырье, комплектующие и полуфабрикаты.

Фактическая себестоимость материалов - это сумма всех расходов, связанных с их приобретением. В бухгалтерском и налоговом учете фактическая себестоимость купленных материалов формируется по-разному. Так, некоторые расходы по правилам бухгалтерского учета включаются в их фактическую себестоимость, а по правилам налогового учета - нет.

Вот как учитываются затраты, связанные с покупкой материалов:

 
------------------------------------------T--------------------------------------------------------¬
¦             Вид расходов                ¦                     Учет расходов                      ¦
¦                                         +----------------------------T---------------------------+
¦                                         ¦         бухгалтерский      ¦       налоговый           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Суммы, уплаченные продавцу материалов (за¦Включают  в  их  фактическую¦То же (ст. 254 НК РФ)      ¦
¦исключением НДС,  который  принимается  к¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦                           ¦
¦вычету)                                  ¦5/01)                       ¦                           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Невозмещаемые налоги, уплаченные в  связи¦Включают  в  их  фактическую¦То же (ст. 254 НК РФ)      ¦
¦с  приобретением  материалов   (например,¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦                           ¦
¦НДС, если фирма этот налог не платит)    ¦5/01)                       ¦                           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Расходы на транспортировку материалов  до¦Включают  в  их  фактическую¦То же (ст. 254 НК РФ)      ¦
¦склада фирмы                             ¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦                           ¦
¦                                         ¦5/01)                       ¦                           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Расходы  на   доведение   материалов   до¦Включают  в  их  фактическую¦То же (ст. 254 НК РФ)      ¦
¦состояния, пригодного к использованию    ¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦                           ¦
¦                                         ¦5/01)                       ¦                           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Комиссионные вознаграждения, уплачиваемые¦Включают  в  их  фактическую¦То же (ст. 254 НК РФ)      ¦
¦посредническим    организациям,     через¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦                           ¦
¦которые куплены материалы                ¦5/01)                       ¦                           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Таможенные пошлины, уплаченные при  ввозе¦Включают  в  их  фактическую¦Учитывают в составе  прочих¦
¦материалов в Россию                      ¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦расходов (ст. 264 НК РФ)   ¦
¦                                         ¦5/01)                       ¦                           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Суммы,  уплаченные  за  информационные  и¦Включают  в  их  фактическую¦Учитывают в составе  прочих¦
¦консультационные  услуги,   связанные   с¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦расходов (ст. 264 НК РФ)   ¦
¦покупкой материалов                      ¦5/01)                       ¦                           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Проценты  по  кредитам,  полученным   для¦Включают  в  их  фактическую¦Учитывают     в     составе¦
¦покупки  материалов,  начисленные  до  их¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦внереализационных расходов ¦
¦оприходования на балансе фирмы           ¦5/01)                       ¦                           ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Отрицательные суммовые разницы, связанные¦Включают  в  их  фактическую¦Учитывают      в    составе¦
¦с покупкой материалов                    ¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦внереализационных  расходов¦
¦                                         ¦5/01)                       ¦(ст. 265 НК РФ)            ¦
+-----------------------------------------+----------------------------+---------------------------+
¦Другие затраты, непосредственно связанные¦Включают  в  их  фактическую¦То же (ст. 254 НК РФ)      ¦
¦с приобретением материалов               ¦себестоимость     (п. 6  ПБУ¦                           ¦
¦                                         ¦5/01)                       ¦                           ¦
L-----------------------------------------+----------------------------+----------------------------
 

Если те или иные расходы (например, транспортные) связаны с приобретением разных партий материалов, то они включаются в фактическую себестоимость ценностей пропорционально их покупной цене.

 

Пример

В 2005 году ЗАО "Актив" приобрело две партии материалов для производства готовой продукции. Покупная стоимость материалов составила 800 000 руб. (без НДС), в том числе:

- стоимость первой партии - 500 000 руб.;

- стоимость второй партии - 300 000 руб.

Транспортные расходы, связанные с доставкой материалов до склада "Актива", составили 18 000 руб. (без НДС).

Сумма транспортных расходов, которая относится к первой партии материалов, составит:

500 000 руб. : 800 000 руб. х 18 000 руб. = 11 250 руб.

Сумма транспортных расходов, которая относится ко второй партии материалов, составит:

300 000 руб. : 800 000 руб. х 18 000 руб. = 6750 руб.

Себестоимость первой партии составит:

500 000 руб. + 11 250 руб. = 511 250 руб.

Себестоимость второй партии составит:

300 000 руб. + 6750 руб. = 306 750 руб.

 

Обратите внимание: в налоговом учете фирма может самостоятельно определять порядок формирования стоимости товаров (ст. 320 НК РФ). Выбранный вариант необходимо закрепить в учетной политике и применять его не менее двух налоговых периодов. Это дает возможность сформировать стоимость товаров в бухгалтерском и налоговом учете по одним и тем же правилам.

По правилам налогового учета в фактическую себестоимость материалов не включают:

- таможенные пошлины, уплаченные при ввозе материалов в Россию;

- суммы, уплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с покупкой материалов;

- проценты по кредитам, полученным для покупки материалов;

- отрицательные суммовые разницы, связанные с покупкой материалов.

Рассмотрим эти виды расходов более подробно.

В бухгалтерском учете затраты на оплату информационных и консультационных услуг, связанных с покупкой материалов, увеличивают их стоимость. В налоговом учете такие затраты включают в состав прочих расходов. На фактическую себестоимость материалов они не влияют. Поэтому при оплате фирмой таких услуг материалы будут числиться в налоговом и бухгалтерском учете по разной стоимости.

 

Пример

В 2005 году ЗАО "Актив" приобрело у ООО "Пассив" гофрированный металл. Стоимость металла - 1 967 000 руб. (в том числе НДС - 300 050 руб.).

Перед покупкой материалов "Актив" оплатил услуги ОАО "Чермет", связанные с предоставлением информации о гофрированном металле, который продается на рынке.

Стоимость услуг "Чермета" составила 39 333 руб. (в том числе НДС - 6000 руб.).

Первоначальная стоимость купленных материалов составит:

- в бухгалтерском учете - 1 700 283 руб. (1 967 000 - 300 050 + 39 333 - 6000);

- в налоговом учете - 1 666 950 руб. (1 967 000 - 300 050).

Вы можете договориться с поставщиком, что стоимость материалов будет делиться на две части: непосредственно их цену и оплату тех или иных информационных услуг, которые он вам окажет. В такой ситуации часть стоимости материалов можно сразу включить в расходы. Использованы они в производстве или нет - неважно.

Проценты по кредитам в бухгалтерском учете отражают так:

- если кредит получен для покупки материалов и проценты по нему начислены до их оприходования - в составе первоначальной стоимости материалов;

- если кредит получен для покупки материалов и проценты по нему начислены после их оприходования - в составе операционных расходов.

В налоговом учете проценты по любым кредитам учитывают как внереализационные расходы.

Если проценты по кредиту начисляются до оприходования материалов, то их стоимость в бухгалтерском и налоговом учете будет различаться.

Вы можете этого избежать. Договоритесь с банком, чтобы независимо от того, на какие цели взят кредит, в договоре было записано: "На пополнение оборотных средств". Тогда вы получите несколько преимуществ. Во-первых, вы сможете учесть начисленные проценты в бухгалтерском учете в составе операционных, а в налоговом учете - внереализационных расходов. Значит, первоначальная стоимость материалов в бухгалтерском и налоговом учете будет одинакова, и отдельных налоговых регистров по учету материалов не потребуется. Во-вторых, уплаченные проценты в пределах нормативов вы сразу сможете отнести в уменьшение прибыли.

 

Пример

В 2005 году ЗАО "Актив" приобретает материалы стоимостью 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). Для покупки материалов фирма получила банковский кредит в той же сумме. Согласно договору, "Актив" должен заплатить проценты по кредиту в сумме 6000 руб. Проценты были начислены до оприходования материалов на балансе фирмы.

Ситуация 1

Цель получения кредита, указанная в кредитном договоре, - покупка материалов.

Фактическая себестоимость материалов составит:

- в бухгалтерском учете - 106 000 руб. (118 000 - 18 000 + 6000);

- в налоговом учете - 100 000 руб. (118 000 - 18 000).

Ситуация 2

Цель получения кредита, указанная в кредитном договоре, - пополнение оборотных средств.

Фактическая себестоимость материалов и в налоговом, и в бухгалтерском учете составит 100 000 руб. (118 000 - 18 000).

Поставщики могут устанавливать цены на свою продукцию в условных единицах (как правило, в долларах США). Цены, установленные в условных единицах, нужно пересчитывать в рубли.

Если с даты оплаты материалов до даты их оприходования курс доллара вырос, после такого пересчета ваша рублевая задолженность перед продавцом увеличится. Сумму, которую придется доплатить, называют отрицательной суммовой разницей.

По правилам бухгалтерского учета отрицательные суммовые разницы, возникшие до оприходования материалов, увеличивают их первоначальную стоимость. В налоговом учете отрицательные суммовые разницы учитывают как внереализационные расходы.

В результате одно и то же имущество отражается в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости. А раз так, придется заполнять отдельные налоговые регистры по учету материалов.

 

Пример

В 2005 году ООО "Пассив" приобрело материалы за 10 000 долл. США (без НДС). Материалы оплачиваются авансом. По договору материалы должны быть оплачены по курсу доллара на дату их передачи "Пассиву".

Курс доллара на дату предварительной оплаты материалов - 30 руб./USD, на дату их оприходования - 33 руб./USD.

Фирма перечислит продавцу материалов 330 000 руб., в том числе:

- 300 000 руб. (30 руб./USD х 10 000 USD) - стоимость материалов;

- 30 000 руб. ((33 руб./USD - 30 руб./USD) х 10 000 USD) - отрицательная суммовая разница.

Фактическая себестоимость материалов составит:

- в бухгалтерском учете - 330 000 руб. (в том числе отрицательная суммовая разница);

- в налоговом учете - 300 000 руб. (отрицательная суммовая разница будет учитываться в составе внереализационных расходов).

Суммовые разницы, возникшие после оприходования материалов, отражают в бухгалтерском учете в составе прочих, а в налоговом учете - внереализационных расходов. На стоимость купленных материалов они не влияют.