Способ 2

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 

Фирма может договориться с поставщиком разделить реальную стоимость основного средства (НМА) на две части: цену и неустойку, которую заплатит покупатель, если нарушит то или иное условие договора поставки. Такой порядок расчетов поможет значительно снизить стоимость этого имущества, по которой оно будет отражено в бухгалтерском и налоговом учете.

Если вы покупаете недорогое основное средство, то можно так сформулировать условия договора, что его цена станет меньше 10 000 рублей. Следовательно, всю стоимость основного средства можно будет сразу включить в расходы фирмы и уменьшить налогооблагаемую прибыль.

 

Пример

20 июня 2005 года ЗАО "Наполеон" приобрело принтер. Поставщик продает принтеры за 12 980 руб. (в том числе НДС - 1980 руб.). Принтер был оплачен 23 июня.

Ситуация 1

Принтер покупается в обычном порядке.

Бухгалтер "Наполеона" должен сделать записи:

20 июня 2005 года

Дебет 08 Кредит 60

- 11 000 руб. (12 980 - 1980) - оприходован принтер;

Дебет 19 Кредит 60

- 1980 руб. - учтен НДС по принтеру;

Дебет 01 Кредит 08

- 11 000 руб. - введен принтер в эксплуатацию;

23 июня 2005 года

Дебет 60 Кредит 51

- 12 980 руб. - перечислены деньги поставщику;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 1980 руб. - принят к налоговому вычету НДС по принтеру.

Ситуация 2

"Наполеон" условился с поставщиком так сформулировать условия договора, чтобы можно было максимально снизить стоимость принтера. Поэтому его цена была установлена в размере 11 682 руб. (в том числе НДС - 1782 руб.). По условиям договора, если деньги за принтер перечисляются после 21 июня, "Наполеон" платит неустойку в сумме 1298 руб. (12 980 - 11 682).

При покупке и оплате принтера бухгалтер "Наполеона" сделал записи:

20 июня 2005 года

Дебет 08 Кредит 60

- 9900 руб. (11 682 - 1782) - оприходован принтер;

Дебет 19 Кредит 60

- 1782 руб. - учтен НДС по принтеру;

Дебет 01 Кредит 08

- 9900 руб. - введен принтер в эксплуатацию;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 01

- 9900 руб. - включена в расходы фирмы стоимость принтера;

23 июня 2005 года

Дебет 91-2 Кредит 76

- 1100 руб. (1298 - 198) - начислена неустойка;

Дебет 19 Кредит 76

- 198 руб. (1298 руб. х 18% : 118%) - учтен НДС с суммы неустойки;

Дебет 60 Кредит 51

- 11 682 руб. - перечислены деньги за принтер;

Дебет 76 Кредит 51

- 1298 руб. - перечислена неустойка;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 1980 руб. (1782 + 198) - принят НДС по принтеру и неустойке к налоговому вычету.

Как видно из примера, при первом варианте принтер включается в состав основных средств, и бухгалтер "Наполеона" должен начислять на него амортизацию. В результате стоимость принтера будет относиться на затраты в течение продолжительного периода времени.

При втором варианте стоимость принтера как в бухгалтерском, так и в налоговом учете будет включена в затраты фирмы единовременно. Неустойка (1100 рублей) будет отражена в составе внереализационных расходов и также списана в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Наполеона". Таким образом, фирма сможет сэкономить на налоге на прибыль, а бухгалтеру не придется "возиться" с амортизацией дешевых основных средств. Более того, ваша фирма не будет платить налог на имущество с их остаточной стоимости.