Способ 3

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 

Установите цену основного средства или НМА в условных единицах. Установите более низкий курс условной единицы, действующий на день оприходования основного средства (НМА), нежели курс, действующий на день его оплаты.

Например, фирма договорилась купить основное средство за 30 000 рублей. Необходимое условие договора может звучать так: "Стоимость основного средства составляет 1000 условных единиц по курсу 20 руб./у.е. Если основное средство оплачивается после его отгрузки покупателю, то оплата производится по курсу 30 руб./у.е.".

Если деньги за основное средство будут перечислены после его отгрузки, вы заплатите поставщику требуемую сумму денег (30 000 рублей). При этом доплата будет квалифицирована как суммовая разница.

В бухгалтерском учете суммовая разница будет включена в стоимость основного средства, а в налоговом - отражена в составе внереализационных расходов и полностью учтена при налогообложении прибыли. Как применить этот способ на практике, покажет пример.

 

Пример

10 мая 2005 года ООО "Пассив" купило станок. Согласно договору, стоимость станка составляет 1180 долларов США (в том числе НДС - 180 долл. США) по курсу 20 руб./USD.

По условиям договора, если деньги за станок перечисляются после 15 мая, оплата производится по курсу 30 руб./USD. Деньги за станок были перечислены "Пассивом" 16 мая.

При покупке и оплате станка бухгалтер "Пассива" сделал записи:

10 мая 2005 года

Дебет 08 Кредит 60

- 3600 руб. (180 USD х 20 руб./USD) - учтен НДС по станку;

Дебет 19 Кредит 60

- 20 000 руб. (1000 USD х 20 руб./USD) - оприходован станок;

16 мая 2005 года

Дебет 60 Кредит 51

- 35 400 руб. (1180 USD х 30 руб./USD) - оплачен станок;

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. (180 USD х (30 руб./USD - 20 руб./USD)) - учтен НДС с суммы доплаты;

Дебет 08 Кредит 60

- 10 000 руб. (1000 USD х (30 руб./USD - 20 руб./USD)) - увеличена стоимость станка на отрицательную суммовую разницу;

Дебет 01 Кредит 08

- 30 000 руб. (20 000 + 10 000) - введен станок в эксплуатацию;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 5400 руб. (3600 + 1800) - принят к налоговому вычету НДС по станку.

В результате первоначальная стоимость станка составит:

- в бухгалтерском учете - 30 000 руб. (в том числе отрицательная суммовая разница - 10 000 руб.);

- в налоговом учете - 20 000 руб.

Отрицательная суммовая разница (10 000 руб.) будет отражена в составе внереализационных расходов. Она полностью списывается в уменьшение налогооблагаемой прибыли "Пассива".

У этого способа есть и недостаток. Так как имущество будет числиться в бухгалтерском и налоговом учете по разной стоимости, вам придется вести по нему дополнительные регистры налогового учета.

 

Способ 4

 

Этот способ применим к основным средствам. Фирма может разделить его на несколько частей. Сразу оговоримся. По мнению налоговой службы, различные части, например, компьютера (принтер, модем, сканер и т.д.) увеличивают его стоимость. На чем основана подобная позиция? Дело в том, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). В состав "инвентарного объекта" должны включаться любые предметы, которые имеют общее управление и могут работать только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Модем (принтер, сканер, монитор и т.д.) без компьютера работать не может. Следовательно, по мнению налоговиков, стоимость модема необходимо включить в стоимость компьютера и учитывать их вместе как единый инвентарный объект.

 

Пример

В 2005 году ЗАО "Актив" приобрело компьютер стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.) и принтер стоимостью 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.).

По мнению налоговиков, купленное имущество должно быть отражено так:

Дебет 08 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - оприходован компьютер;

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 08 Кредит 60

- 5000 руб. (5900 - 900) - оприходован принтер;

Дебет 19 Кредит 60

- 900 руб. - учтен НДС по принтеру;

Дебет 60 Кредит 61

- 17 700 руб. (11 800 + 5900) - перечислены деньги за компьютер и принтер;

Дебет 01 Кредит 08

- 15 000 руб. (10 000 + 5000) - компьютер и принтер введены в эксплуатацию и учтены как единый объект основных средств;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 2700 руб. (1800 + 900) - НДС по компьютеру и принтеру принят к налоговому вычету.

В дальнейшем бухгалтер должен начислять амортизацию по такому имуществу в налоговом и бухгалтерском учете в общем порядке. То есть компьютер и принтер включаются в третью амортизационную группу. И на них начисляется амортизация в течение 3-5 лет.

Безусловно, такая позиция неудобна бухгалтерам и невыгодна фирме. Прежде всего из-за того, что зачастую нет возможности включить стоимость купленного имущества в расходы фирмы единовременно. Как видно из примера, различные части компьютера стоят не больше 10 000 рублей. Однако, несмотря на это, они отражаются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете в составе амортизируемого имущества. Следовательно, в течение длительного времени на них будет начисляться амортизация. Более того, с их остаточной стоимости фирме придется платить налог на имущество.

Из этой ситуации есть выход. Как мы сказали выше, определение основных средств, которым руководствуются налоговики, содержится в ПБУ 6/01 "Учет основных средств". При этом в документе сказано, что, если у одного объекта есть "несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект" (п. 6).

Чтобы учесть разные части основного средства как отдельные объекты, нужно лишь установить разные сроки их полезного использования. Причем эти сроки могут различаться лишь незначительно (например, всего в один месяц).

Напомним, что срок полезного использования того или иного основного средства фирма устанавливает самостоятельно. Примерные сроки определены в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

На основании этой классификации руководитель фирмы утверждает конкретный срок полезного использования такого имущества.

 

Пример

Вернемся к предыдущему примеру. Предположим, что срок полезного использования компьютера был установлен в 8 месяцев, а принтера - в 37 месяцев.

В этой ситуации при оприходовании техники бухгалтер "Актива" должен сделать записи:

Дебет 08 Кредит 60

- 10 000 руб. (11 800 - 900) - оприходован компьютер;

Дебет 19 Кредит 60

- 1800 руб. - учтен НДС по компьютеру;

Дебет 08 Кредит 60

- 5000 руб. (5900 - 900) - оприходован принтер;

Дебет 19 Кредит 60

- 900 руб. - учтен НДС по принтеру;

Дебет 60 Кредит 51

- 11 800 руб. - перечислены деньги поставщику за компьютер;

Дебет 60 Кредит 51

- 5900 руб. - перечислены деньги поставщику принтера;

Дебет 01 Кредит 08

- 10 000 руб. - компьютер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;

Дебет 01 Кредит 08

- 5000 руб. - принтер введен в эксплуатацию и учтен как отдельный объект основных средств;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 1800 руб. - НДС по компьютеру принят к налоговому вычету;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"

Кредит 19

- 900 руб. - НДС по принтеру принят к налоговому вычету.

Так как цена каждого объекта основных средств не превышает 10 000 руб., они включаются в бухгалтерском и налоговом учете в состав расходов фирмы.

Это отражают проводками:

Дебет 20 Кредит 01

- 10 000 руб. - списана стоимость компьютера;

Дебет 20 Кредит 01

- 5000 руб. - списана стоимость принтера.

Амортизацию по этому имуществу не начисляют. В балансе его стоимость не отражается.

Как видно из примера, такой вариант более выгоден фирме. Во-первых, стоимость основных средств будет включена в расходы единовременно. Следовательно, фирма сможет сразу уменьшить налогооблагаемую прибыль. Во-вторых, бухгалтеру не придется начислять амортизацию по этим основным средствам. И в-третьих, фирма не будет переплачивать налог на имущество, так как основные средства на балансе числиться не будут.