Особенности учета рекламных расходов

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 

Ни в Налоговом кодексе РФ, ни в законе об основах налоговой системы определения рекламы вы не найдете. Нужное определение есть в Законе "О рекламе" (ст. 2 Закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ). Вот что из него следует:

- реклама - это распространяемая информация о товарах, идеях или начинаниях;

- она может распространяться в любой форме и при помощи любых средств;

- реклама - это информация, предназначенная для неопределенного круга лиц;

- цель рекламы - вызвать интерес к фирме, способствовать реализации ее товаров.

Конечно, глядя на этот перечень, не всегда можно сказать, относятся те или иные затраты к рекламе или нет.

Однако границу между рекламой и "нерекламой" нужно проводить исходя именно из этих определений. И оказывается, что все дело - в деталях и в том, как расходы оформлены.

Рассмотрим, к примеру, визитные карточки. Визитки часто заказывают для руководителей фирм, менеджеров, снабженцев и других специалистов. Являются ли расходы на изготовление визитных карточек рекламой?

Сравним их с определением рекламы. С одной стороны, владелец карточки представляет фирму, поэтому визитка косвенно способствует поддержанию интереса к ней. Этот интерес вполне может вылиться в подписание контракта и увеличение объема продаж компании.

Визитка также обычно содержит название фирмы. Но, с другой стороны, из нее нельзя узнать о ее продукции и товарах, так как визитная карточка несет информацию о конкретном должностном лице (его имени, телефоне, электронной почте и других координатах).

Значит, цели у рекламы и у визитки разные. Более того, визитки предназначены для тех, с кем фирма хотела бы поддерживать контакты или сотрудничать. Следовательно, визитные карточки не проходят еще по одному критерию рекламы: "неопределенность" круга лиц.

Вывод о том, что расходы на визитки не относятся к рекламным, подтверждает и сложившаяся арбитражная практика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. N А56-4649/02, ФАС Уральского округа от 26 января 2004 г. N Ф09-4994/03-АК и др.).

Но возможен другой вариант. Если визитки изготовили специально для участия фирмы в выставке и указали на них реквизиты и профиль предприятия, а в ходе выставки раздавали всем желающим, то расходы по ним можно считать рекламными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 октября 2000 г. N Ф56-7944/00).

Воспользоваться вычетом по НДС, входящему в цену рекламных услуг, можно по общим правилам - после того, как услуги будут оказаны и вы их оплатите.

Однако на НДС также распространяется нормирование рекламных расходов (п. 7 ст. 171 НК РФ). Поэтому если затраты на рекламу в налоговом учете пришлось урезать, то и вычетом по НДС можно воспользоваться только частично. К вычету можно принять только ту долю НДС, которая относится к затратам, включенным в расходы при расчете налога на прибыль.