Расходы на покупку топлива

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 

В состав прочих расходов включают затраты на покупку бензина для служебного транспорта общехозяйственного назначения. Причем, по мнению налоговиков, такие расходы должны учитываться только в пределах норм.

Нормативы расходов на горюче-смазочные материалы были установлены Минтрансом еще в 1997 году. Первоначально планировалось, что эти нормы просуществуют до 1 января 2002 года, но потом срок их действия дважды продлевался. 1 июля 2003 года наступила очередная крайняя дата, однако в третий раз действие норм транспортники продлевать не стали.

На сайте Минтранса (www.mintrans.ru) появилось информационное сообщение, из которого пользователи Интернета могли узнать о существовании нового документа, принятого 29 апреля 2003 г. Из сообщения следовало, что новые нормы расхода ГСМ транспортники согласовали с МНС и ввели взамен старых.

В документе Минтранса приведены базовые значения расхода топлива, масла и смазок для разных марок отечественных и зарубежных легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Эти величины нужно корректировать на специальные коэффициенты в зависимости от сезона, местности, массы груза. Полученные значения Минтранс предлагает использовать в том числе для "расчетов по налогообложению предприятий".

Эту точку зрения разделяют и чиновники налогового ведомства. Например, в письме МНС России от 30 апреля 1999 г. N 02-5-11/146 они говорят, что нормировать расход ГСМ нужно при расчете налога на прибыль.

Однако у бухгалтера есть причины так не поступать:

1. Налоговый кодекс РФ не дает права Минтрансу утверждать лимиты расходов ГСМ для расчета налогов. В кодексе вообще нет ни слова о том, что затраты на топливо нормируются.

2. "Руководящий документ" Минтранса нельзя считать официальным. Как и предыдущий вариант норм, он не был официально опубликован. Однако в отличие от документа 1997 года новые нормы в Минюсте не побывали. А способ, которым транспортники вводят нормы в действие (информационное сообщение), не предусмотрен ни Налоговым кодексом РФ, ни другими законами.

Вы можете уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму фактических затрат на ГСМ, даже если они выше установленных Минтрансом лимитов.

Несмотря на это, инспекторы наверняка возьмут на вооружение минтрансовские нормы при проверке обоснованности расходов. Обнаружив "лишние" затраты, проверяющие могут исключить их из расходов и доначислить налог на прибыль. Позиция арбитражных судов в этом вопросе однозначна: это неправомерно.

 

Пример

Налоговая инспекция провела выездную проверку ОАО "Благовещенский арматурный завод". Проверяющие обнаружили, что все фактические расходы на приобретение ГСМ предприятие отнесло на себестоимость продукции. Решив, что расходы на ГСМ нужно учитывать в пределах, установленных Минтрансом, инспекция доначислила налог на прибыль и соответствующие пени. Итоги проверки фирма оспорила в суде.

Судья признал решение инспекции незаконным. Все расходы предприятия на ГСМ связаны с производственной деятельностью. Поскольку иного, то есть непроизводственного, характера расходов инспекция не доказала, то и доначисление налога неправомерно (постановление ФАС Уральского округа от 10 июня 2002 г. N Ф09-1180/02-АК).

Вывод о том, что нормы Минтранса не предназначены для расчета налогов, содержится и в других судебных решениях (постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2002 г. N А56-23095/01, Центрального округа от 5 октября 2001 г. N А08-3900/00-9, Уральского округа от 14 сентября 2000 г. N Ф09-1037/2000-АК и т.д.).

Впрочем, и сами инспекторы понимают, что ограничивать расходы на топливо незаконно. Например, в письме УМНС по г. Москве от 23 сентября 2002 г. N 26-12/44873 они признают, что расходы на ГСМ можно учесть в размере фактических затрат, однако превышение норм Минтранса должно быть экономически оправдано.

Подтверждением того, что топливо было потрачено в производственных целях, является путевой лист. Формы путевых листов для грузовых и легковых автомобилей утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78. В путевом листе нужно проставить показания спидометра, фактический расход топлива, места отправления и назначения. Как правило, его выписывают на одну смену работы водителя.

 

Пример

ООО "Сусанин" оказывает транспортные услуги. По договору транспортной экспедиции фирма должна перевезти стройматериалы со склада в Московской области в Москву.

Водителю фирмы из кассы под отчет было выдано 300 руб. для заправки автомашины бензином. Кроме того, водитель получил путевой лист.

В конце дня водитель представил в бухгалтерию авансовый отчет о покупке 30 литров бензина. Стоимость одного литра - 10 руб.

К отчету приложены чеки ККТ на сумму 300 руб.

В путевом листе водитель указал пункты назначения, время выезда и возвращения, пробег автомобиля и фактический расход бензина, равный 25 литрам.

Все поездки осуществлялись для перевозки материалов по заключенному фирмой договору.

Бухгалтер должен сделать такие проводки:

Дебет 71 Кредит 50

- 300 руб. - выданы под отчет водителю деньги на бензин;

Дебет 10 Кредит 71

- 300 руб. - водителем представлен авансовый отчет по купленному бензину;

Дебет 20 Кредит 10

- 250 руб. - списано 25 литров бензина в расходы на основании путевого листа.

На всю стоимость фактически израсходованного бензина можно уменьшить доходы фирмы при расчете налога на прибыль.

Чтобы у проверяющих было меньше оснований для претензий, утвердите приказом руководителя фирмы собственные нормы расхода топлива. При этом можно предусмотреть, что в отдельных случаях эти нормы могут быть увеличены (например, в зимнее время, для городских поездок в часы пик или из-за изношенности двигателя автомобиля).

Несмотря на то что минтрансовские нормативы не надо применять для расчета налога на прибыль, их можно использовать для других целей. Например, они могут понадобиться для планирования будущих расходов фирмы или для расчетов с водителями.