Амортизация имущества, которое сдается на время
Чтобы определить остаточную стоимость имущества, переданного в аренду (лизинг, прокат), вы должны уменьшить его первоначальную стоимость (дебет счета 03) на сумму амортизации, начисленной за отчетный период.
Имейте в виду, что право собственности на это имущество остается у вашей фирмы. Поэтому амортизацию по нему должны начислять вы. Делайте это в том же порядке, что и по другим основным средствам.
Для учета амортизации на счете 02 можно открыть отдельный субсчет "Амортизация имущества, предназначенного для сдачи во временное пользование".
Пример
В декабре 2004 года ООО "Пассив" приобрело оборудование для последующей передачи в лизинг. Стоимость оборудования - 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.). "Пассив" заключил договор лизинга с ЗАО "Актив" и передал ему имущество. Согласно договору, оборудование числится на балансе "Пассива". На него начисляется амортизация в сумме 500 руб. в месяц.
В учете "Пассива" делаются следующие проводки:
Дебет 08 Кредит 60
- 100 000 руб. (118 000 - 18 000) - отражена стоимость оборудования, полученного от поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
- 18 000 руб. - учтен НДС по оборудованию;
Дебет 03-1 Кредит 08
- 100 000 руб. - учтено полученное оборудование в составе доходных вложений;
Дебет 60 Кредит 51
- 118 000 руб. - оплачено поставщику оборудование;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС"
Кредит 19
- 18 000 руб. - произведен вычет по НДС;
Дебет 03-2 Кредит 03-1
- 100 000 руб. - передано оборудование "Активу" по договору лизинга.
Ежемесячно бухгалтер "Пассива" будет делать запись:
Дебет 20 Кредит 02
- 500 руб. - начислена амортизация по оборудованию.
За 2005 год по оборудованию начислена амортизация в сумме 6000 руб. (500 руб. х 12 мес.). В Бухгалтерском балансе за 2005 год по строке 135 должна быть указана остаточная стоимость оборудования в сумме 94 000 руб. (100 000 - 6000).
Доходные вложения списываются со счета 03 в том же порядке, что и основные средства.