Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 

Согласно ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами:

учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики по месту регистрации.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерская отчетность представляется другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям. Так, в частности, согласно подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ в обязанности налогоплательщиков входит представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерской отчетности").

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю:

1) организацией непосредственно;

2) передана через представителя организации;

3) направлена в виде почтового отправления с описью вложения;

4) передана по телекоммуникационным каналам связи.

Каждый из этих способов самодостаточен, дублировать эти способы, например представить непосредственно и еще направить по почте или передать по электронной почте и отнести непосредственно, законодательством не предусмотрено.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается соответственно:

1) дата фактической передачи по принадлежности организацией непосредственно;

2) дата фактической передачи по принадлежности организацией через своего представителя;

3) дата отправки почтового отправления с описью вложения;

4) дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.

При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Каждый из перечисленных выше способов сдачи отчетности имеет свои особенности, положительные и отрицательные стороны.

Первый способ - представление годовой бухгалтерской отчетности организации непосредственно сотрудником этой организации пользователям бухгалтерской отчетности - дает уверенность в том, что отчетность действительно представлена (на втором экземпляре пользователь отчетности делает отметку о том, что документы приняты, и проставляет дату приема); позволяет сразу при приеме отчетности устранить какие-либо мелкие недочеты (проставить отсутствующий код, расшифровку фамилии главного бухгалтера и др.).

Недостатком данного способа являются вероятные высокие потери времени (поездка, очередь и проч.), ограниченные рабочие часы приема у пользователя отчетности (особенно в последние дни сдачи отчета).

Второй способ - представление бухгалтерской отчетности через представителя - возможен только при наличии у отчитывающейся организации представителя, уполномоченного сдавать бухгалтерскую отчетность.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы и в силу иных причин не учреждать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, и не вводить в штат должность бухгалтера, а передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ централизованная бухгалтерия, специализированная организация и бухгалтер-специалист выступают по отношению к отчитывающейся организации при представлении ее отчетности представителями. Подтверждается этот факт доверенностью. По ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.

Кроме того, представитель организации, как и сама организация, могут воспользоваться также третьим и четвертым способами, т.е. отправить отчетность по почте или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае отчетность заверяется цифровой электронной подписью представителя.

При третьем способе, т.е. при передаче "почтового отправления с описью вложения", особенность его применения состоит в том, что по правилам почтовых отправлений опись прилагается к ценному письму или бандероли. Однако, отправив их, организация не получит уведомления, как свидетельства того, что пользователь отчетности получил эту отчетность. Дата отправки ценного письма с описью вложения доказывается наличием почтового штемпеля на втором экземпляре описи, который остается у отчитывающейся организации и, как правило, хранится прикрепленным к копии годовой бухгалтерской отчетности, а также почтовой квитанцией об оплате.

Другой вариант почтового отправления - это заказное письмо с уведомлением. Однако такой вариант не предполагает наличия описи того, что вложено в конверт (как положено в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"), но уведомление будет свидетельствовать о том, что пользователь отчетности получил отправленную ему отчетность.

Почтовый способ сдачи отчетности достаточно удобен и экономит время.

Четвертый способ - отправка отчетности по телекоммуникационным каналам связи, или, говоря иначе, по электронной почте, - еще удобнее. При этом не надо ехать ни к получателю отчетности, ни на почту. Кроме того, и у получателей отчетности, и у почтового отделения установлены определенные часы работы или приемы, и не всегда они составляют полный рабочий день. Отчетность по e-mail можно отправлять вплоть до 24 часов последнего дня сдачи отчетности.

Недостатком данной формы представления отчетности является то, что "электронная" отчетность только тогда становится официальным документом, когда она заверена так называемой электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом РФ N 1-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи", так как на ней ни руководитель организации, ни главный бухгалтер не могут поставить своих собственноручных подписей.

Кроме того, сдачу отчетности по электронной почте можно производить только имея специальное программное обеспечение - "средства электронной цифровой подписи", представляющие собой аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие возможность указания электронной цифровой подписи на отправляемой отчетности, а также заключив договор со специализированной организацией на обслуживание.

Актуальным остается вопрос и о том, не только как предоставить отчетность пользователю, но и на чем ее предоставить. Так, в соответствии с п. 6 ст. 13 "Состав бухгалтерской отчетности" Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях, или при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15 вышеназванного закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с Федеральным законом N 1-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи".

Однако на практике органы государственной статистики, инспекции Федеральной налоговой службы РФ требуют от организаций представления отчетности на бумажных носителях, а кроме того и дискету с файлами, содержащими отчетные формы, или требуют приобретения специального программного обеспечения для представления отчетности на дискетах. Особенно "усердствует" Федеральная налоговая служба, принуждая сдавать на дискетах как налоговую, так и бухгалтерскую отчетность.

Во-первых, требование представлять отчетность на дискетах в Налоговым кодексе РФ не закреплено. На магнитных носителях в обязательном порядке сдаются только сведения по налогу на доходы физических лиц и пенсионным взносам.

Во-вторых, в налоговой отчетности формы деклараций по различным налогам строятся по принципу избыточности и одинаковы для всех налогоплательщиков, которые из декларации выбирают и представляют только те листы, которые содержат показатели, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Формы бухгалтерской отчетности ориентированы на организации средние, "стандартные", и поэтому в организациях "меньших", чем стандартная, некоторые формы могут в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" не использоваться, а в организациях "больших", чем стандартная, наоборот, совокупность стандартных форм и их содержание должны быть расширены дополнительными формами и (или) показателями.

Таким образом, в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету существует дифференцированный подход к формированию разными типами организаций объема информации, предоставляемой в составе бухгалтерской отчетности.

На дискетах, предлагаемых организациям к заполнению налоговыми органами и органами статистики, разумеется, представлены стандартные отчетные формы. И если субъекты малого предпринимательства, заполняя формы отчетности, представленные на дискете, просто не будут заполнять излишние для них формы, то организации, разработавшие или, вернее, доработавшие формы отчетности с учетом особенностей своей деятельности и отразившие необходимую пользователям отчетности информацию в пояснительной записке, не смогут отразить ее на дискете в полном объеме. Представлять же бухгалтерскую отчетность в двух форматах - в стандартном формате для органов статистики и налоговой службы и в ином формате для прочих заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности - недопустимо.

Поэтому таким организациям не следует сдавать отчетность на дискетах со стандартными формами, а ограничиться представлением ее на бумажном носителе. Аргументация должны быть следующей:

а) пунктом 1 ст. 15 закона о бухгалтерском учете определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из которого организации представляют бухгалтерскую отчетность в территориальные органы статистики по месту их регистрации. При этом каких-либо особых требований к составу бухгалтерской отчетности, срокам и порядку ее представления в территориальные органы статистики Законом не определено. Учитывая содержание ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", организация должна представлять в установленные адреса бухгалтерскую отчетность в составе форм, разработанных и принятых ею;

б) согласно приказу Госкомстата России и Минфина России от 14 ноября 2003 г. N 475/102н "О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики" в случае разработки организацией форм бухгалтерской отчетности самостоятельно и при сдаче такой отчетности в органы статистики в отчетных формах обязательно должны быть указаны коды показателей бухгалтерской отчетности, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики;

в) представление бухгалтерской отчетности строго по рекомендованным образцам свидетельствует о неполном выполнении организациями требований нормативных документов по бухгалтерскому учету;

г) представление бухгалтерской отчетности может по решению организации (см. п. 6 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете") осуществляться на бумажном носителе или в электронном виде. Право пользователей бухгалтерской отчетности, включая органы статистики, налоговые органы, требовать от организации обязательного представления отчетности в электронном виде федеральным законом не определено.

Организация вправе также самостоятельно определять технический способ заполнения форм бухгалтерской отчетности - заполнение "от руки" или с помощью печатающих средств, составление электронной версии форм бухгалтерской отчетности.

Налоговые органы не должны отказывать налогоплательщикам в принятии бухгалтерской отчетности организации в связи с отсутствием отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Такие действия налоговой службы, имеющие место в отдельных инспекциях ФНС РФ, не соответствуют требованиям законодательства.

Бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке.