Отчет о прибылях и убытках (фрагмент)

Категория: Отчетность коммерческих организаций
 
-------------------------------------------------------T----------T----------------T---------------¬
¦                    Показатель                        ¦ Код стр. ¦За отчетный  пе-¦За прошлый  пе-¦
¦                                                      ¦          ¦риод            ¦риод           ¦
+------------------------------------------------------+----------+----------------+---------------+
¦Прибыль (убыток) до налогообложения                   ¦   140    ¦    (10 000)    ¦               ¦
+------------------------------------------------------+----------+----------------+---------------+
¦Отложенные налоговые активы                           ¦   141    ¦      600       ¦               ¦
+------------------------------------------------------+----------+----------------+---------------+
¦Отложенные налоговые обязательства                    ¦   142    ¦     (6000)     ¦               ¦
+------------------------------------------------------+----------+----------------+---------------+
¦Текущий налог на прибыль                              ¦   150    ¦     (5200)     ¦               ¦
+------------------------------------------------------+----------+----------------+---------------+
¦Чистая прибыль (убыток) отчетного периода*            ¦   190    ¦     (8600)     ¦               ¦
+------------------------------------------------------+----------+----------------+---------------+
¦Справочно. Постоянные налоговые обязательства (активы)¦   200    ¦     1000       ¦               ¦
+------------------------------------------------------+----------+----------------+---------------+
¦ * Проверка правильности заполнения формы N 2:                                                    ¦
¦ -10 000 руб. + 600 руб. - (-6000) руб. - 5200 руб. = -8600 руб.                                  ¦
L---------------------------------------------------------------------------------------------------
 

В связи с формированием показателей отчета о прибылях и убытках нельзя не рассмотреть порядок отражения штрафных санкций по налогам и сборам.

В бухгалтерском учете суммы причитающихся налоговых санкций отражаются по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с дебетом счета 99 "Прибыли и убытки". Указанные суммы налоговых санкций не участвуют в формировании бухгалтерской прибыли, исходя из которой в соответствии с п. 20 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, определяется условный расход (доход) по налогу на прибыль.

Суммы перечисляемых в бюджет санкций на основании п. 2 ст. 270 НК РФ не учитываются в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В бухгалтерской отчетности сумма штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций будет участвовать в формировании показателя строки 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" формы N 1 "Бухгалтерский баланс", рекомендованной приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", а также отражаться в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" по свободной строке перед показателем "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода", которая может именоваться "Штрафы, пени за нарушение налогового законодательства".

 

Пример. Организация, уплачивающая НДС ежемесячно, представила в налоговый орган декларации по НДС за декабрь 2004 г. и январь 2005 г. 5 марта 2005 г. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, согласно декларациям составляет за декабрь 2004 г. 800 руб., за январь 2005 г. 15 000 руб. За несвоевременное представление деклараций организация была оштрафована.

В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ. При этом согласно ст. 163 НК РФ для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, превышающими один миллион рублей, налоговым периодом устанавливается календарный месяц. Следовательно, срок представления декларации по НДС за декабрь 2004 г. - 20 января 2005 г., а за январь 2005 г. - 20 февраля 2005 г.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в случае просрочки не более чем на 180 дней влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (ст. 119 НК РФ).

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет также наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях; ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен ст. 6.1 НК РФ, в которой указано, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

В рассматриваемой ситуации декларация за декабрь 2003 г. представлена в налоговый орган на 45 дней позже установленного срока. При этом первый месяц просрочки в соответствии со ст. 6.1 НК РФ истекает 20 февраля 2005 г., а второй - 20 марта 2005 г. Поскольку декларация была подана организацией 5 марта 2005 г., то период просрочки составляет один полный и один неполный месяц. Следовательно, сумма штрафа должна составлять 80 руб. (800 руб. х 5% х 2 мес.), однако в соответствии с положениями ст. 119 НК РФ сумма штрафа не может быть менее 100 руб. Таким образом, штраф за несвоевременное представление организацией декларации по НДС за декабрь составит 100 руб.

Декларация за январь 2005 г. представлена организацией в налоговый орган на 14 дней позже установленного срока, т.е. период просрочки составляет один неполный месяц. В этом случае штраф за несвоевременное представление декларации за январь составляет 750 руб. (15 000 руб. х 5%).

 
----------------------------------------------------------T-------------------------T--------------¬
¦                 Содержание операций                     ¦ Корреспонденция счетов  ¦ Сумма, руб.  ¦
¦                                                         +------------T------------+              ¦
¦                                                         ¦   Дебет    ¦   Кредит   ¦              ¦
+---------------------------------------------------------+------------+------------+--------------+
¦Начислен штраф за несвоевременное представление налоговых¦     99     ¦     68     ¦     850      ¦
¦деклараций (750 руб. + 100 руб.)                         ¦            ¦            ¦              ¦
+---------------------------------------------------------+------------+------------+--------------+
¦Сумма штрафа уплачена в бюджет                           ¦     68     ¦     51     ¦     850      ¦
L---------------------------------------------------------+------------+------------+---------------
 

Помимо штрафных санкций в соответствии с налоговым законодательством на организации налоговые органы могут налагать и административные штрафы.

 

Пример. На основании постановления о наложении административного штрафа (за ведение наличных расчетов с юридическими лицами без применения контрольно-кассовой техники), вынесенного руководителем налогового органа, организацией уплачен штраф в сумме 30 000 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" при осуществлении организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр.

На организации, которые нарушают требования указанного закона, налоговые органы налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ).

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

На основании п. 1 ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин).

Сумма признанного административного штрафа отражается в бухгалтерском учете организации по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", на отдельном субсчете, например 99-2 "Платежи из прибыли, оставшейся после налогообложения", в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Сумма признанного административного штрафа не участвует в формировании показателя бухгалтерской прибыли, исходя из которого организация исчисляет условный расход (доход) по налогу на прибыль в соответствии с п. 20 ПБУ 18/02.

Данная сумма штрафа отражается в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) по свободной строке перед показателем "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода" и формирует показатель строки 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" бухгалтерского баланса (форма N 1).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными должностными лицами, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

 
----------------------------------------------------------T-------------------------T--------------¬
¦                 Содержание операций                     ¦ Корреспонденция счетов  ¦ Сумма, руб.  ¦
¦                                                         +------------T------------+              ¦
¦                                                         ¦   Дебет    ¦   Кредит   ¦              ¦
+---------------------------------------------------------+------------+------------+--------------+
¦Отражена сумма административного штрафа (300 х 100 руб.)*¦    99-2    ¦     76     ¦    30 000    ¦
+---------------------------------------------------------+------------+------------+--------------+
¦Уплачен административный штраф                           ¦     76     ¦     51     ¦    30 000    ¦
+---------------------------------------------------------+------------+------------+--------------+
¦Примечание. * Исчисление    штрафов   и    иных    платежей,     осуществляемое   в   соответствии¦
¦с законодательством Российской  Федерации в зависимости  от  минимального  размера  оплаты  труда,¦
¦производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб. (ст. 5 Федерального закона  от 19 июня  2000¦
¦г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").                                                 ¦
L---------------------------------------------------------------------------------------------------
 

Аналогичным образом в отчетности отражаются и пени по налогам.